Размышления над принципом движения

Если вдуматься в первое томистское доказательство, будто оно с большой наглядностью свидетельствует о коренном расхождении между аристотелизмом Аквината и платонизмом, то, вопреки заверениям томистов, оно скорее говорит об обратном, поскольку вполне соответствует платоновской первичности неизменных «идей» и вторичности созерцаемых в человеческой «пещере» вещей.

«Я хочу, – пишет Я. Саламуха, – чтобы мой анализ этого доказательства был скромным привнесением в восторженный гимн, воспеваемый многочисленными достопочтенными учеными в честь великого пионера христианской философской и теологической мысли». Однако, по признанию Йозефа де Фриза, «это доказательство находит немало критиков и в среде схоластов». Наиболее вдумчивые ревнители неотомизма начинают осознавать все его несовершенство и неубедительность. Так, Г. Майер в своем посмертно изданном труде о Фоме Аквинском приходит к выводу, что, «даже если, подобно Аристотелю, принцип движения рассматривают как относящийся не только к материальным изменениям и, прежде всего, к перемене места, а, следуя Фоме («Summa contra gentiles»), понимают его как всеобщий, ко всевозможным изменениям относящийся принцип, доказательству от движения самому по себе следует... отказать в доказательной силе... При помощи доказательства от движения мы не выходим за пределы природы...». В свою очередь апологет неотомизма Ван Стеенберген признает «первый путь» Фомы, отвергающий самодвижение и обосновывающий движение неподвижностью, несовершенным доказательством. По воле божьей и томистская неподвижность пришла, как видите, в движение.

«Второму пути», предлагаемому Фомой в качестве доказательства бытия бога, его последователи уделяют особое внимание: «Для доказательства бытия бога оно имеет первостепенное значение», – пишет И. де Фриз. Как и первое доказательство, оно претендует на апостериорное, базирующееся на данных всего опыта основание: «Исходным пунктом служит не одна лишь идея, а всегда основанный на опыте факт», – заявляет М. Раст.

Таким, утвержденным всем человеческим опытом, фактом является всеобщая причинная обусловленность, неоспоримое убеждение в том, что «любое действие имеет причину». Это всеобщее правило, не имеющее исключений: все, что есть, существует, возникает, происходит, изменяется, совершается почему-то, является следствием, причинно обусловлено. На этом универсальном, неотъемлемом от всякого существования факте покоится второе доказательство – путь, ведущий от следствия к причине.

По существу такое доказательство представляет собой не более как воспроизведение первого доказательства в новом облачении. Поскольку движение понимается Фомой вслед-за Аристотелем в широком смысле слова, утверждение, что всякое действие имеет причину, совпадает с утверждением, что всякое движение предполагает двигателя, движущую силу. Так что здесь по существу не два самостоятельных доказательства, а двояко выраженное одно и то же доказательство.

Сказанное становится еще более очевидным, если учесть, что и принцип причинности, как его понимают Аристотель и Фома, выражается формулой: «Все, что движется, движется иным». Эта формула однозначна с утверждением о причинной зависимости всего существующего: «Существование есть то, что общо всем следствиям (atous les effets). Следовательно, должна быть причина... дающая существование». Движение же не только предполагает существование, оно, согласно первому доказательству, неотделимо от него. Ограничительная формула второго доказательства – «все, что начинает существовать (имеет начало), имеет свою причину» – не меняет дела: возникновение лишь суживает понятие движения, и, таким образом, второе доказательство выступает как частный случай первого.


Читайка:

Неутомимые поиски первопричины
На чём базируется понятие первопричины
На чём основан принцип причинности
Принцип необходимости и его сущность
Доказательства совершенства и несовершенства
Стоит ли придерживаться теории эволюции
Рассуждая над доказательством целесообразности
Что является существующим доказательством
Теории развития религиозности человека

На главную

Философия, атеизм, религия:

Содержание
Понятие веры в религиозной философии
Что лежит в основе доказательств существования бога
На чём базируется понятие первопричины
Роль слова в передаче религиозной информации индивиду
Реакционные идеологии в капиталистических странах
Материалистическое мировоззрение против религии
Социальная сторона христианства
Спор о Лукиане
Свидетель и критик раннего христианства
Свободомыслие Джона Толанда
Развитие материи и всей Вселенной
Исторические судьбы английского деизма
Результаты исследований об отношении к религии
Особая часть колеблющихся верующих
Внедрение новых традиций и ритуалов в быт граждан
Атеистическое воспитание учащихся национальной школы
Какой закон действует на всех во Вселенной
Проблемы католицизма и общества

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su