Рассуждения о творении добра и зла

Критикуя теистическое учение о сотворении мира богом, Кумарила ставил вопрос: «Мир полон зла. Почему у бога появилось желание сотворить мир полный зла и неприятностей для живых существ? Люди считают, что все их неприятности в мире происходят благодаря поступкам живых существ в предыдущих рождениях. Это может быть правда. Однако в начале творения, когда они не имели предыдущего рождения, как могло возникнуть зло».

Кумарила утверждал также, что для производства чего-то необходимы материалы. Но, согласно взглядам теистов, бог не имеет материалов, как же он может тогда производить? Далее Кумарила разбирал возможные мотивы, которые приводят бога к сотворению мира. Богословы обыкновенно объясняют это жалостью бога к живым существам. Такой ответ, говорил Кумарила, бесполезен. Во-первых, перед актом творения не было живых существ и поэтому не было объекта жалости бога. Во-вторых, если бог действительно движим жалостью к живым существам, то от него ожидается мировое счастье. Если утверждается, что бог создал мир из-за жалости к живым существам, то отвечают: из-за отсутствия объектов жалости, т. е. живых существ, жалость невозможна для него. И если он движим в момент творения чистой жалостью, он должен создавать только счастливые существа.

Против этих аргументов индийские богословы выдвигали теорию необходимого зла: некоторое количество боли и зла необходимо для сотворения мира. Кумарила отвечал, что такая защита религии неудовлетворительна. Ничто не должно ограничивать деятельность бога. Вытекающий отсюда закон, что некоторое количество зла необходимо для творения, не должен приписываться ему. И если это так, богословы не могут приписывать богу качества всемогущества, в таком случае бог становится зависимым, что лишает его качества всемогущества.

Возражая против подобных аргументов своих противников, теисты часто объясняли творение мира богом спортом или игрой. Король наслаждается охотой не потому, что у него есть такое желание, а потому, что для него это есть времяпрепровождение. Точно так же бывает и с детьми. Кумарила говорил, что этот аргумент приводит теистов к противоречиям. Если деятельность творца происходит благодаря стремлению к простому развлечению, то это осуществляется вопреки его полной удовлетворенности, и вместо получения удовлетворения огромная работа, затраченная на творение, становится источником беспокойства для него. Его желание уничтожить мир (согласно религиозным взглядам Индии, Вселенная периодически уничтожается. – Ю. П.) трудно объяснимо.

Основное подтверждение сотворенности мира богом для теистов – священные тексты. Кумарила считал, что существующая трактовка ведических текстов противоречит их реальному значению, которое связано с ведическими ритуалами. Идеологи мимансы отказываются признавать бога на основании священных текстов. Они заявляют, что тексты Вед, где упоминается бог и говорится о сотворении им мира, ошибочны. Веды имеют лишь ритуальное значение, и это становится ясным в контексте. Поэтому Кумарила считал, что те места из Вед, где имеются ссылки на бога и творение мира богом, не являются действительным свидетельством его существования. «Идея, распространенная среди простого народа (что Веда упоминает творение, происходящее от Праджапати), ошибочна, потому что разделы надо понимать в связи с предыдущими и последующими, а иначе возникает непонимание».

Прабхакара и Кумарила категорически отвергали веру в периодическое творение и разрушение всех вещей, они признавали вечный процесс становления и уничтожения.

Индийский философ рассматривает и атеизм ньяя-вайшешики. Д. П. Чаттопадхьяя пишет, что утверждение об атеизме этой философской школы может показаться странным, так как многие философы-атеисты отстаивали свои взгляды именно в борьбе против философии ньяя-вайшешики. «Следует прежде всего отметить, что ньяя-вайшешика в ее оригинальной форме была близка к атеизму. То, что индийские атеисты считают необходимым отвергать, относится не к позиции основателей этой философии, а к выводимым путем заключения доказательствам существования бога, выдвинутым позднейшими представителями, очевидно, в открытое нарушение ее оригинального духа».


Читайка:

Объяснения создания мира и всего сущего
Философская мысль в познании бога
Проблемы католицизма и общества
Наличие национального фактора в религии
Исследование положения религии и её места в жизни людей
Существование социальных истоков в религии
Анализ проведённых исследований религиозности
Религия как результат общественного сознания
Политика Польши по отношению к религии

На главную

Философия, атеизм, религия:

Содержание
Понятие веры в религиозной философии
Что лежит в основе доказательств существования бога
На чём базируется понятие первопричины
Роль слова в передаче религиозной информации индивиду
Реакционные идеологии в капиталистических странах
Материалистическое мировоззрение против религии
Социальная сторона христианства
Спор о Лукиане
Свидетель и критик раннего христианства
Свободомыслие Джона Толанда
Развитие материи и всей Вселенной
Исторические судьбы английского деизма
Результаты исследований об отношении к религии
Особая часть колеблющихся верующих
Внедрение новых традиций и ритуалов в быт граждан
Атеистическое воспитание учащихся национальной школы
Какой закон действует на всех во Вселенной
Проблемы католицизма и общества

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su