Рассуждая над доказательством целесообразности

Свидетельством того, сколь фальшиво это утверждение, служит отношение Ватикана к воззрениям известного французского палеонтолога, члена ордена иезуитов Тейяр де Шардена. Этот страстный поборник эволюционизма («Я верую, что Вселенная – это эволюция», – гласит его посмертная частная публикация 1965 г., при жизни предназначенная только для друзей), несмотря на то, что его научная разработка универсальной эволюционной теории окутана плотной религиозно-мистической оболочкой, был осужден папой, и работы его включены в Индекс запретных книг. Дела Ватикана убедительно опровергают слова тех его идеологов, которые ради спасения четвертого доказательства пытаются замаскировать антиномию креационизма и эволюционизма.

В основе пятого доказательства лежит перипатетическое понятие «causa finalis» (целенаправленная причина), обозначающее цель, целеустремление как движущую силу, определяющую действие. Целевая причина отличается от «действующей причины», которая выступает как вторичная, производная по отношению к ней, как средство к цели, по схоластической формуле «все действующее действует сообразно цели». «Действующая причина не может действовать иначе как на основе некоторой цели». Целевая же причина предполагает некое целеполагающее начало, устремление, которое не может не быть духовным началом. Стало быть, там, где имеется целесообразность, существует и обусловливающая ее организующая сила. Такой силой не могут обладать природные тела, лишенные разума. «Они, – по словам Фомы, – могут подчиняться целесообразности, лишь поскольку их направляет некто одаренный разумом и пониманием» («Summa theologiae»). Опыт свидетельствует, что целесообразность царит во всем существующем. Но «все действующие силы, направленные к цели без знания или понимания того, каковы эти цели, действуют под влиянием некой разумной силы, знающей эти цели». Отсюда следует непреложность заключения Фомы, что «есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе, и его мы именуем богом» («Summa theologiae»).

Таким образом, последнее томистское доказательство исходит из двух посылок: в мире царит целесообразность, порядок, гармония, совершенство, а целесообразность немыслима без целеполагания, преднамеренности, разумного первоначала. Отсюда следует вывод, что мир создан, устроен и управляем. Его упорядоченность и целесообразность не может быть случайной, она, по словам К. Франка, «невозможна без упорядочивающего влияния сверхкосмической, разумной действующей причины» V. «Первопричина» второго доказательства приобретает характер целеполагающей причины. Столь же тесно связано пятое доказательство и с третьим: целесообразность не может быть случайной, следовательно, она для природы не автономна, а гетерономна, трансцендентна.

Ни одно доказательство бытия бога не было подвергнуто столь сокрушительной, язвительной («гротескной», по выражению неотомистов) критике, как телеологическое, начиная с его первой посылки о целесообразности, разумности, мудрости, планомерности мироздания. Задолго до реставрации томизма Львом XIII французские просветители Д. Юм и И. Кант подвергли этот тезис осмеянию и уничтожающему ниспровержению. Когда в наше время томист Сертилланж говорит о целесообразности как о «своего рода скандале для науки», он лишь с непревзойденной откровенностью подтверждает ненаучность теологии.

Где они – мудрость, всемогущество и благодатность творца и провидения? – глядя на окружающую их реальную действительность «лучшего из возможных миров», саркастически вопрошали уже в XVIII в. критики телеологии. Страстное обличение Филоном в юмовских «Диалогах о естественной истории религии» телеологических иллюзий, издевательство над ними в вольтеровском «Кандиде, или Оптимизме» остались неувядаемыми и не потеряли своей антирелигиозной силы до наших дней. Библейский всемирный потоп – разве не божественная самокритика результата наиболее совершенного творческого акта? А страшное лисабонское землетрясение 1755 г., богоугодный предвестник Хиросимы, происшедшее в День всех святых и оставившее одни лишь руины церквей и Дворца инквизиции? Словно сам бог приложил все усилия, чтобы... опровергнуть телеологическое доказательство собственного бытия и как можно нагляднее убедить людей в беспочвенности формулы I Ватиканского собора: «Мир был создан во славу божию».


Читайка:

Что является существующим доказательством
Теории развития религиозности человека
Роль слова в передаче религиозной информации индивиду
Применение знаков для передачи информации
Специфика усвоения религиозных слов индивидом
Происхождение и развитие понятий
Сенсорные понятия как они есть
Некоторые семиотические аспекты религиозных слов
Научные исследования и религиозные представления

На главную

Философия, атеизм, религия:

Содержание
Понятие веры в религиозной философии
Что лежит в основе доказательств существования бога
На чём базируется понятие первопричины
Роль слова в передаче религиозной информации индивиду
Реакционные идеологии в капиталистических странах
Материалистическое мировоззрение против религии
Социальная сторона христианства
Спор о Лукиане
Свидетель и критик раннего христианства
Свободомыслие Джона Толанда
Развитие материи и всей Вселенной
Исторические судьбы английского деизма
Результаты исследований об отношении к религии
Особая часть колеблющихся верующих
Внедрение новых традиций и ритуалов в быт граждан
Атеистическое воспитание учащихся национальной школы
Какой закон действует на всех во Вселенной
Проблемы католицизма и общества

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su