Происхождение и развитие понятий

Чувственное происхождение понятий отмечает «Психологический словарь», в котором Я. Петер дает определение понятия как «составной части индивидуальных знаний, сформулированной на основе ощущений и наблюдений и представляемой общественно принятым (в разговорной и научной речи) словом, значение которого оно составляет».

Однако, если такие «чувственные» модели формирования понятий применить к интерпретации происхождения религиозных понятий (например, ангел, антихрист, бог, чистилище, святой дух, высшее существо, откровение, рай, вечная жизнь), то возникает некоторая односторонность и ограниченность «классической» версии образования понятий. Это видно, например, в концепции М. М. Кольцовой3, которая, развивая теорию И. П. Павлова, выделила четыре стадии образования словесных понятий. Первая стадия (приблизительно от года и шести месяцев): слово – сигнал единичной, конкретной вещи или лица, оно является эквивалентом их сенсорного изображения. Вторая стадия (около двух лет): слово представляет чувственное изображение нескольких предметов, понятие становится шире и менее конкретным. Третья стадия (около трех лет и шести месяцев): появляются словесные сигналы, охватывающие своим значением предметы, имеющие различный внешний вид (например, «игрушка»). Четвертая стадия (приблизительно в пять лет): ребенок оперирует понятиями, имеющими обобщенное значение (например, «вещь»).

На фоне подобных «чувственных» теорий заметна некоторая нетипичностъ группы религиозных понятий, происхождение которых не укладывается в рамках традиционной интерпретационной модели. Поэтому особое значение в плане рассматриваемой проблемы имеет концепция Л. С. Выготского, выработанная на основе психологических и педагогических наблюдений.

Сущность этой концепции – обособление двух видов понятий в зависимости от способа их усвоения индивидом. Концепция Л. С. Выготского появилась на основе критики исследований Ж. Пиаже, который, изучая своим «клиническим методом» развитие мышления у детей, пришел к выводу, что характерными для уровня развития мышления являются только спонтанные понятия, т. е. такие, до которых ребенок дошел самостоятельно. В своих исследованиях Пиаже старательно разоблачал и отбрасывал понятия, пассивно приобретенные у взрослых или внушенные в ходе исследований. Выготский полемизирует с Пиаже и в рамках методологического спора выдвигает концепцию двух видов понятий, взаимная интерференция которых является одним из основных, по его мнению, источников умственного развития ребенка.

Эти понятия он назвал «житейские» и «научные». Развитие «житейских» понятий проходит путь от чувственных конкретных ощущений до абстракции (Выготский приводит пример понятия «брат»), развитие же «научных» понятий идет в обратном порядке – от абстракции к конкретному чувственному представлению (Выготский приводит пример понятия «эксплуатация»). Концепция качественного отличия этих двух типов понятий доказана на опытах. Делая вывод из своих исследований, Выготский представляет график, демонстрирующий различия в развитии «житейских» и «научных» понятий.

Для избегания некоторых ассоциаций, связанных с названиями, употребляемыми Л. С. Выготским, видимо, следует ввести терминологические изменения, важные для контекстов, в которых они будут использованы. Таким образом, «житейские» понятия, приобретенные в результате непосредственного чувственного столкновения с предметом, назовем «сенсорными» понятиями, а «научные» понятия, приобретенные путем словесных определений, назовем «вербальными».


Читайка:

Сенсорные понятия как они есть
Некоторые семиотические аспекты религиозных слов
Научные исследования и религиозные представления
Роль слова и религиозных понятий
Влияние религиозных слов на индивида
Реакционные идеологии в капиталистических странах
Влияние национальной культуры на религию
Деятельность католического духовенства в Литве
Развитие национальной культуры и образования в Литве

На главную

Философия, атеизм, религия:

Содержание
Понятие веры в религиозной философии
Что лежит в основе доказательств существования бога
На чём базируется понятие первопричины
Роль слова в передаче религиозной информации индивиду
Реакционные идеологии в капиталистических странах
Материалистическое мировоззрение против религии
Социальная сторона христианства
Спор о Лукиане
Свидетель и критик раннего христианства
Свободомыслие Джона Толанда
Развитие материи и всей Вселенной
Исторические судьбы английского деизма
Результаты исследований об отношении к религии
Особая часть колеблющихся верующих
Внедрение новых традиций и ритуалов в быт граждан
Атеистическое воспитание учащихся национальной школы
Какой закон действует на всех во Вселенной
Проблемы католицизма и общества

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su