Принцип необходимости и его сущность

Не достигнет ли цели усомнившийся верующий, идя по третьему пути? Увы, признает Ван Стеенберген, недостаточен для этого и «третий путь». Данный путь, согласно Фоме, ведет от мирской случайности к небесной необходимости. Все вещи преходящи: они могут быть, а могут и не быть. Но за случайностью таится необходимость. Последняя же подобно причинности не может уходить в бесконечность. Поэтому, заключает Фома, «надо положить некую необходимую сущность, необходимую саму по себе, не имеющую внешней причины своей необходимости, но саму составляющую причину необходимости всех иных; по общему мнению, это есть бог» («Summa theologiae»). Как видно, идущий по этому пути недалеко уходит от второго: перед нами та же проблема причинности, повернутая другой стороной – как проблема закономерности. В одном случае отрицание диалектики конечного и бесконечного представляется в аспекте соотношения причины и следствия, в другом – необходимости и случайности. Кант прав, говоря, что космологическое доказательство «выдает старый аргумент в замаскированном виде за новый...».

Под «необходимым» Фома понимает то, чего не может не быть, т. е. то, что не допускает ни возникновения, ни изменения, ни уничтожения; под «контингентностью» (случайностью) – то, чего может не быть, стало быть, все, что требует возникновения, изменения и уничтожения по внешней причине, т. е. всякое обусловленное, зависимое существование. При таком понимании в мире нет и быть не может ничего абсолютно необходимого. Таковым может быть только вечное и беспричинное. А поскольку все существующее есть результат творения и существование его подчинено провидению, неисповедимой воле божьей, понятие необходимости – синоним творца, перводвигателя, первопричины. Стало быть, все естественное как случайное доказывает бытие сверхъестественного, т. е. бога. В «Summa contra gentiles» («Сумма против язычников») отсутствует доказательство «от случайности». Оно появляется позднее в «Summa theologiae» («Сумма теологии»). Но ничего нового, кроме терминологической маскировки, по сравнению с первыми двумя доказательствами оно не содержит. Так же как и они, это доказательство всецело покоится на отрицании самодвижения и бесконечного причинного взаимодействия. Случайность не мыслится как необходимость, вытекающая из всеобщей взаимосвязи вещей, а необходимость не рассматривается как имманентная, обусловленная сущностью вещей. Как и причинность и движение, необходимость представляется как потусторонняя.

Сам Фома обнаружил непоследовательность, допуская необходимые сотворенные существа. Таковыми он признавал нематериальные существа: бессмертные души и ангелов, а также (несмотря на свое утверждение, что постоянство исключается материальностью) небесные тела, состоящие из «квинтэссенции». Тем самым он допускал «необходимые вещи, имеющие причину своей необходимости. Таким образом, необходимо, или неразрушимо сущему не противоречит его существование, зависимое от другого, как своей причины» («Summa theologiae»). Непоследовательность Фомы сказывается здесь также в том, что вопреки собственному определению необходимости он распространяет данную категорию на сотворенные существа, подрывая тем самым все свое доказательство.


Читайка:

Доказательства совершенства и несовершенства
Стоит ли придерживаться теории эволюции
Рассуждая над доказательством целесообразности
Что является существующим доказательством
Теории развития религиозности человека
Роль слова в передаче религиозной информации индивиду
Применение знаков для передачи информации
Специфика усвоения религиозных слов индивидом
Происхождение и развитие понятий

На главную

Философия, атеизм, религия:

Содержание
Понятие веры в религиозной философии
Что лежит в основе доказательств существования бога
На чём базируется понятие первопричины
Роль слова в передаче религиозной информации индивиду
Реакционные идеологии в капиталистических странах
Материалистическое мировоззрение против религии
Социальная сторона христианства
Спор о Лукиане
Свидетель и критик раннего христианства
Свободомыслие Джона Толанда
Развитие материи и всей Вселенной
Исторические судьбы английского деизма
Результаты исследований об отношении к религии
Особая часть колеблющихся верующих
Внедрение новых традиций и ритуалов в быт граждан
Атеистическое воспитание учащихся национальной школы
Какой закон действует на всех во Вселенной
Проблемы католицизма и общества

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su