Применение знаков для передачи информации

Применяя критерий соотношения знаков с их предметами, Ч. Пирс делил знаки на: образные (диаграммные), выделяющие сходство с предметом, являющиеся своеобразным образом предмета (например, образный знак геометрической прямой – линия); индексы, или так называемые знаки, напоминающие указательные местоимения, концентрирующие внимание на предмете, но его не описывающие (стук в дверь – знак стучащего); символы – знаки, связанные с предметом посредством условленной ассоциации или привычки (названия, слова)

О проблеме отношений между знаком, его значением и обозначаемой действительностью будет говориться в последующих разделах при рассмотрении семиотической теории словесного знака и магической функции слов. Однако в свете общей классификации знаков обращает на себя внимание следующий факт: в зависимости от типа отношений между знаком и обозначаемым объектом знаки обладают различной познавательной ценностью. Большая группа знаков (конвенционные знаки, или символы, и прежде всего языковые) могут также выступать в ложном, иллюзорном значении. За знаками такого рода может и не стоять объективная действительность. Значение слов (понятие) может быть продуктом фантазии или результатом познавательных ошибок договаривающихся индивидов. К этой группе знаков относятся религиозные знаки, передающие религиозную информацию.

Логическим выводом является тезис о том, что религиозная информация представляет собой составную часть информации, передаваемой индивиду с помощью языка из общественной среды, а также, что язык – необходимый способ существования религиозной информации и средство ее передачи.

В связи с утверждением о принципиальной роли языка для существования и передачи религиозной информации могут, однако, возникнуть некоторые сомнения. Очевиден факт, что источником религиозной информации могут быть также внеязыковые стимулы, поддающиеся непосредственному наблюдению, а именно: сакральные предметы (церковные здания, иконы, реликвии), религиозные организации (например, около 15 тыс. ксендзов, объединенных в рамках общественной организации католической церкви в Польше) или, наконец, культовые действия (крестные ходы, богослужения, внешние признаки набожности). Такие сомнения, однако, мнимы. Перечисленные внеязыковые формы передачи религиозной информации, взятые в изоляции от языка, не несут никакого религиозного содержания. Таким образом, тезис о роли языка как единственного способа существования и передачи религиозной информации остается в силе.

Остановимся на некоторой специальной роли слова в формировании религиозности индивида, а именно слово может выступать не только в роли «прозрачного» с точки зрения семантики кода религиозной информации, но и стать предметом культа, религиозным объектом. Последняя ситуация возникает тогда, когда понимание происхождения и знаковой сущности слова превышает возможности познания индивида, например, у детей и у некоторых взрослых. Такая ситуация известна психологам. Л. С. Выготский, представляя свою теорию развития речи, выделил особую магическую стадию среди четырех этапов развития речи (натуральный, магический, внешней речи, внутренней речи)

Характеризуя «магическую» функцию слова, Л. С. Выготский уточняет, что она выступает в результате «перенесения на условные знаки свойств того предмета, который этими знаками обозначается». Как подчеркивает Выготский, мы можем встретиться с таким явлением не только у детей, но и у взрослых, выросших под влиянием религиозных предрассудков (например, слова у евреев, которые нельзя произносить).

Непонимание «означающей» функции слова, таким образом, может порождать верования в магические (сверхъестественные) связи между словесным знаком и материальной действительностью, что является основой заклинаний и молитв, т. е. попыток словесного влияния на различные объекты, столь характерных для всех религий. На культ слова обращает внимание и французский ученый М. Верре, который пишет о ситуации, когда «слово стало обожествленным фетишем, что наблюдается до сих пор и видно на примере некоторых молитвенных формул».

Вышеупомянутые магические функции слова подтверждают правильность тезиса о том, что религиозная информация является определенным типом словесной информации (а значит, и знаковой), а фиксация и передача религиозной информации – это процессы, неразрывно связанные с существованием общественного языкового кода.

Проанализируем некоторые аспекты усвоения религиозных слов индивидом и специфику модели формирования у него религиозных понятий.


Читайка:

Специфика усвоения религиозных слов индивидом
Происхождение и развитие понятий
Сенсорные понятия как они есть
Некоторые семиотические аспекты религиозных слов
Научные исследования и религиозные представления
Роль слова и религиозных понятий
Влияние религиозных слов на индивида
Реакционные идеологии в капиталистических странах
Влияние национальной культуры на религию

На главную

Философия, атеизм, религия:

Содержание
Понятие веры в религиозной философии
Что лежит в основе доказательств существования бога
На чём базируется понятие первопричины
Роль слова в передаче религиозной информации индивиду
Реакционные идеологии в капиталистических странах
Материалистическое мировоззрение против религии
Социальная сторона христианства
Спор о Лукиане
Свидетель и критик раннего христианства
Свободомыслие Джона Толанда
Развитие материи и всей Вселенной
Исторические судьбы английского деизма
Результаты исследований об отношении к религии
Особая часть колеблющихся верующих
Внедрение новых традиций и ритуалов в быт граждан
Атеистическое воспитание учащихся национальной школы
Какой закон действует на всех во Вселенной
Проблемы католицизма и общества

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su