Представления о бессмертии души в христианстве

Первые три письма по своему содержанию непосредственно примыкают к предыдущему сочинению Толанда. В одном из них речь идет о происхождении и силе предрассудков, в другом рассматривается история представлений о бессмертии души у язычников, третье письмо посвящено происхождению идолопоклонства и возникновению языческой религии. Что касается четвертого и пятого писем, то они трактуют о таких важнейших философских проблемах, как проблема материи и движения, понимания пространства, взаимосвязи пространства с движущейся материей и некоторых других.

На первый взгляд, объектом толандовской критики являются исключительно языческие религии (египетская, греческая, римская), и это не случайно. Еще не улеглась буря, вызванная публикацией «Христианства без тайн», и Толанд стремился, естественно, к тому, чтобы оградить себя по возможности от новых нападок и обвинений. С другой стороны, материал по истории древних религий позволил философу подвергнуть христианство исторической критике, показав общность христианского вероучения и культа с языческими религиями. «Сделав, таким образом, беглый обзор древнего и нового язычества, – писал Толанд, – мы можем теперь отметить, что почти все пункты этих суеверных идолопоклоннических религий воскрешены в такой же или еще более грубой форме многими христианами... Сюда относятся жертвоприношения, ладан, свечи, иконы, омовения, праздники, музыка, алтари, паломничества, посты, безбрачие духовенства, освящения, прорицания, заклинания, поклонения умершим мужчинам и женщинам, канонизация все новых святых... добрые и злые духи, ангелы-хранители... которым посвящаются храмы и воздаются особые почести»

Как видно, Толанд не оставлял ни одного пункта обрядовой стороны христианства без того, чтобы не осудить его как «новое идолопоклонство». «Мы имеем тут в прямом и точном смысле слова антихристианство, – подчеркивал он, – ибо ничто не противоречит в такой степени учению Христа...» Вину же за превращение простого и ясного по своей сущности первоначального христианства «в самые нелепые догматы, в непонятный жаргон, смешные обряды и непостижимые таинства». Толанд, как и прежде, возлагал на духовенство, резко осуждал «поповские хитрости», своекорыстие и властолюбие священнослужителей.

Критика Толандом христианской религии велась с общих для всех деистов рационалистических позиций. Противному и чуждому «свету разума» идолопоклонству, внедрившемуся в христианство, многочисленным суевериям, мистическим обрядам и таинствам, составляющим содержание христианской религии, Толанд противопоставлял «подлинную религию», которая якобы характеризуется «чистотой и безупречностью своей морали, а также истинностью и полезностью своего вероучения...». Идеалом философа была та религия, «которой учит нас сама природа», т. е. разумная, или естественная, религия, с которой он и отождествлял раннее христианство.

Нетрудно увидеть сильные и слабые стороны этой концепции. Сведение христианского символа веры к нелепым и неразумным пережиткам язычества, разрушение мистического ореола, созданного вокруг христианского культа, обвинения христианского духовенства в преднамеренном извращении учения Христа, в превращении христианства в антихристианство – все это в условиях того времени было равносильно переходу на атеистические позиции. Но с другой стороны, деизм Толанда идеализировал первоначальное христианство, стремился изобразить его в виде некой истинной, разумной религии, которую необходимо утвердить взамен антихристианской.

В «Письмах к Серене» Толанд выступал не только как критик христианства, но и как большой знаток истории религии, автор оригинальной концепции происхождения религиозных представлений о бессмертии души и загробном воздаянии. Особый интерес в этой связи представляет второе письмо – «История представлений о бессмертии души у язычников». Хотя Толанд из тактических соображений и подчеркивал, что ограничивает свое исследование исключительно языческими религиями, его главной целью являлось обоснование естественного характера возникновения представлений о бессмертии души в противоположность богословской точке зрения, согласно которой к идее бессмертия души можно прийти только через божественное откровение.


Читайка:

Представление о бессмертии души у Толанда
Развитие материи и всей Вселенной
Особенности взглядов пантеистов
Почему нужно скрывать свои истинные взгляды вольнодумцу
Свободомыслие Антони Коллинза
Деятельность и взгляды Коллинза
Положение человека в философии Коллинза
Исторические судьбы английского деизма
Влияние английского деизма на американское просвещение

На главную

Философия, атеизм, религия:

Содержание
Понятие веры в религиозной философии
Что лежит в основе доказательств существования бога
На чём базируется понятие первопричины
Роль слова в передаче религиозной информации индивиду
Реакционные идеологии в капиталистических странах
Материалистическое мировоззрение против религии
Социальная сторона христианства
Спор о Лукиане
Свидетель и критик раннего христианства
Свободомыслие Джона Толанда
Развитие материи и всей Вселенной
Исторические судьбы английского деизма
Результаты исследований об отношении к религии
Особая часть колеблющихся верующих
Внедрение новых традиций и ритуалов в быт граждан
Атеистическое воспитание учащихся национальной школы
Какой закон действует на всех во Вселенной
Проблемы католицизма и общества

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su