Представление о бессмертии души у Толанда

Согласно Толанду, бессмертие души («и все, что отсюда вытекает: рай и ад, промежуточные сферы, привидения, колдовство, некромантия и все виды гадания») провозгласили первыми среди язычников древние египтяне. К этой идее они пришли, по мнению Толанда, под влиянием своих погребальных обрядов и способов увековечивания умерших. От египтян вера в бессмертие души распространилась по всему Древнему Востоку, а позже была воспринята греками и римлянами. В дальнейшем эти представления распространились среди скифов, германцев, галлов и бриттов. Толанд отмечал, что учение о бессмертии души утверждалось благодаря тому, что «оно утешало человека надеждой на то, чего он желает больше всего на свете, именно на продолжение его существования в загробном мире».

Вместе с тем Толанд указывал, что вера в бессмертие души поддерживалась правителями и священниками «ввиду ее практической пользы». Он обращал внимание на то, что идея загробного воздаяния, органически связанная с верой в бессмертие души, помогала власть имущим держать народ в страхе и повиновении. Определенную роль в утверждении и распространении представлений о бессмертии души сыграли также древние философы, «которые выставляли разные вероятные доводы в пользу самостоятельного существования и вечности души»

Однако многие античные мыслители и целые философские направления (например, эпикурейцы), подчеркивал Толанд, отвергали учение о бессмертии души, считая его несостоятельным и вредным. Такого же мнения придерживались и известные античные поэты (Вергилий, Гораций, Ювенал), которые, хотя и украшали свои творения речами о бессмертии души, на деле отвергали это учение и посмеивались «над сказками об аде, духах и прочем...».

Доводы тех, кто отрицал бессмертие души, будь то философ или поэт, убедительно изложены, по мнению Толанда, римским писателем и ученым Плинием Старшим в его «Естественной истории». Смысл рассуждения Плиния по этому вопросу состоял в следующем: «...положение всех людей после кончины таково же, как до начала жизни; и ни тело, ни душа не сознают после смерти больше, чем сознавали до рождения». Мысль о загробной жизни Плиний считал нелепым суеверием, выдумкой смертных, которые жаждут бессмертия. «Но какое чудовищное безумие думать, – восклицал античный мыслитель, – что жизнь может быть возрождена смертью!»

Цитируя Плиния и других противников учения о бессмертии души, Толанд для видимости не соглашался с ними, называл их взгляды заблуждением людей, «которые говорят о том, чего не знают». Но при внимательном чтении письма Толанда не остается и тени сомнения в том, что он полностью разделял точку зрения тех мыслителей древности, которые отвергали представления о бессмертии души. Не случайно Толанд не приводит в письме никаких аргументов в пользу существования и бессмертия души, ограничившись чисто эзоповской фразой, что в данном вопросе следует «смиренно подчиняться авторитету нашего спасителя Иисуса Христа, который возвестил истину о жизни и бессмертии».

Выводы, которые вытекают из второго письма Толанда, сводятся к следующему: вера в бессмертие души не нуждается в божественном откровении, ее возникновение можно объяснить естественными причинами; вера в бессмертие души и связанные с ней религиозные представления лишены разумных оснований и должны быть отвергнуты как заблуждения и обман.

Однако Толанд вынужден был, по вполне понятным соображениям, маскировать эти выводы формальным признанием учения о бессмертии души, которое якобы «лучше всего и яснее всего доказывается христианством, получившим откровение от самого бога». Но подобное признание не смогло ввести в заблуждение противников Толанда. «Письма к Серене» подверглись еще более ожесточенным нападкам со стороны защитников религии, чем книга «Христианство без тайн». На этот раз философа обвиняли в атеизме, и надо сказать, что такое обвинение имело немалые основания, особенно если принять во внимание содержание четвертого и пятого писем.

Именно здесь Толанд предстает как деист-материалист, именно здесь историческая критика религии дополняется им философской критикой, ведущейся с материалистических позиций. В этих письмах Толанд выдвигает и обосновывает идею вечности и бесконечности материи, формулирует важное положение о движении как атрибуте материи, ее существенном и неотъемлемом свойстве. Это был новый шаг в развитии учения о материи, способствовавший преодолению метафизических представлений, согласно которым движение привносится в материю извне, сообщается ей посторонней могущественной силой.


Читайка:

Развитие материи и всей Вселенной
Особенности взглядов пантеистов
Почему нужно скрывать свои истинные взгляды вольнодумцу
Свободомыслие Антони Коллинза
Деятельность и взгляды Коллинза
Положение человека в философии Коллинза
Исторические судьбы английского деизма
Влияние английского деизма на американское просвещение
Материализм в философии Просвещения

На главную

Философия, атеизм, религия:

Содержание
Понятие веры в религиозной философии
Что лежит в основе доказательств существования бога
На чём базируется понятие первопричины
Роль слова в передаче религиозной информации индивиду
Реакционные идеологии в капиталистических странах
Материалистическое мировоззрение против религии
Социальная сторона христианства
Спор о Лукиане
Свидетель и критик раннего христианства
Свободомыслие Джона Толанда
Развитие материи и всей Вселенной
Исторические судьбы английского деизма
Результаты исследований об отношении к религии
Особая часть колеблющихся верующих
Внедрение новых традиций и ритуалов в быт граждан
Атеистическое воспитание учащихся национальной школы
Какой закон действует на всех во Вселенной
Проблемы католицизма и общества

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su