Положение религии в духовной жизни Литвы

В 1940 г. в Литве было издано 387 названий книг, в 1969 г. – 2177, из которых 1471 – на литовском языке. Годовой тираж книг за этот период с 3,8 млн. вырос до 14,5 млн. экз., в том числе 12 млн. – на родном языке. Годовой тираж журналов, газет и других периодических изданий увеличился почти в 10 раз.

В Литве развиваются все отрасли искусства: графика и живопись, скульптура и архитектура, музыка, театральное искусство, кинематография, литература. Все они пользуются заслуженным признанием народов Союза. Многие произведения литовского искусства пополнили сокровищницу культуры. Широко известной стала литовская поэзия в лице поэтов Э. Межелайтиса, Ю. Марцинкявичюса. Заслуженным признанием, пользуется графика и живопись. Привлекли внимание работы архитекторов Литвы. Ищут новые формы музыканты и артисты. Сформировалась литовская кинематография, продукция которой широко известна в Союзе и за рубежом.

После того как религия потеряла свое господствующее положение в духовной жизни общества, быстро развивающаяся экономика, наука, культура вовлекали в свою сферу тысячи людей, заинтересовывали широкие массы достигнутыми результатами, подняли интеллектуальный уровень всех трудящихся.

Грубой фальсификацией действительного положения является утверждение идеологов реакционной литовской эмиграции о том, что атеизм будто был навязан прибалтийским республикам. Такие же утверждения содержатся, например, и в редакционной статье, помещенной в эмигрантском журнале «Айдай» («Эхо»).

В действительности атеизм в Литве уходит своими корнями в далекое прошлое. Возникнув в борьбе с орденами рыцарей, средневековым мракобесием, националистическим клерикализмом, он открыл путь развитию науки и л итонской культуры в целом, противостоял политике господствующих классов, в которой католическая церковь играла огромную роль.

Известным польско-литовским атеистом XVII в. был К. Лыщипский, который за свои атеистические убеждения был сожжен на костре в 1689 г. Большой вклад в развитие атеизма внесли литовские писатели первой половины XIX в. – А. Клементас, Д. Пошка, А. Страздас. Важную роль в критике религии сыграл видный народный просветитель, литератор и историк XIX в. С. Даукантас. В конце XIX – начале XX в. в условиях капитализма атеистическую мысль развивали представители демократического направления в общественной жизни и литературе – И. Билюпас, И. Мачис-Кекштас, С. Матулайтис, И. Анзюлайтис. Их атеизм не ограничивался лишь критикой священнослужителей, а, защищая науку и материалистическую философию, вскрывал сущность религии, ее происхождение, реакционную роль в жизни общества, был направлен против церкви как социального института. Несмотря на то что эти деятели не сумели преодолеть просветительской ограниченности в своем мировоззрении и связать критику религии с движением, атеистическая мысль конца XIX – начала XX в. была важным этапом в развитии атеизма в Литве. Большую работу в атеистическом движении проделало организованное в 1924 г. Общество этической культуры вольнодумцев. Оно боролось за права неверующих, распространяло научные знания, подрывавшие устои религии.

Новый этап развития атеизма связан с распространением в Литве гуманизма, пропагандистами которого в конце XIX в. были славные представители литовского народа – В. Мицкявичус-Капсукас, 3. Алекса-Ангаретис и другие революционеры.


Читайка:

Материалистическое мировоззрение против религии
Деятельность прогрессивных эмигрантов
Процесс отделения национального от религиозного
Книга о современном атеизме
Критика атеизма в католической религии
В чём сила католической церкви
Социальная сторона христианства
Противопоставление католической церкви атеизму
Как критикуют диалектический материализм

На главную

Философия, атеизм, религия:

Содержание
Понятие веры в религиозной философии
Что лежит в основе доказательств существования бога
На чём базируется понятие первопричины
Роль слова в передаче религиозной информации индивиду
Реакционные идеологии в капиталистических странах
Материалистическое мировоззрение против религии
Социальная сторона христианства
Спор о Лукиане
Свидетель и критик раннего христианства
Свободомыслие Джона Толанда
Развитие материи и всей Вселенной
Исторические судьбы английского деизма
Результаты исследований об отношении к религии
Особая часть колеблющихся верующих
Внедрение новых традиций и ритуалов в быт граждан
Атеистическое воспитание учащихся национальной школы
Какой закон действует на всех во Вселенной
Проблемы католицизма и общества

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su