Положение человека в философии Коллинза

К деистическим выводам Коллинза толкали слабости и недостатки метафизического детерминизма, которому он неукоснительно следовал. Как и многие мыслители того времени, Коллинз отождествлял причинность с необходимостью, что вело к отрицанию объективного характера случайности, к признанию господства в мире абсолютной необходимости, исключающей какую бы то ни было случайность. И хотя философ отрицал, что «человек подчинен такой необходимости, которая имеет место в часовом механизме», т. е. «абсолютной физической или механической необходимости», он вынужден был в итоге провозгласить человека абсолютно детерминированным агентом, действующим по заранее предопределенной программе. «Человек есть необходимый агент, – писал Коллинз, – если все его действия так определяются причинами, предшествующими его действиям, что ни одно его прошлое действие не могло не произойти или не могло быть иным, чем оно было, и ни одно будущее действие не может не произойти или произойти не так, как оно произойдет». Это вело к истолкованию детерминизма в духе фатализма, в духе учения о предопределении. И Коллинз, безусловно, сознавал это, поскольку ввел в свою книгу аргумент, основывающийся на рассмотрении божественного предвидения.

Позиция, запятая по данному вопросу Коллинзом, была по существу отступлением от деизма, который отвергал промысел божий, божественное провидение. Таким образом, абсолютизация необходимости в рамках метафизического детерминизма не только не содействовала усилению коллинзовского свободомыслия, а, напротив, существенно ослабляла его. Видимо, чувствуя уязвимые места своей концепции и стремясь уйти от апологии догмата о предопределении, Коллинз заканчивал свое произведение утверждением и прославлением свободы человека, свободы «по отношению к действиям своего духа... и к действиям своего тела». Он характеризовал эту свободу как «великое совершенство в человеке» и призывал к тому, чтобы люди использовали свободу согласно своим склонностям и ради счастья.

Несмотря на отмеченные серьезные недостатки воззрений Коллинза на соотношение свободы и необходимости, обусловленные ограниченностью метафизического детерминизма, большой заслугой английского философа было стремление раскрыть причинную зависимость сознания и поведения человека от условий, в которых протекает его жизнь, от его жизненного опыта. Поэтому не случайно на первое место среди аргументов, призванных доказать причинную обусловленность сознания, Коллинз ставил аргументы «от опыта» и доказывал посредством их, что «люди не обладают никакой свободой от необходимости»5, что «человек всегда детерминирован в своем желании, или волевом акте, и в выборе».

Положительным моментом концепции Коллинза являлось также стремление сочетать принципы детерминизма с материалистическим сенсуализмом Локка, согласно которому ощущения служат источником всех знаний. Всякое разумное действие, указывал Коллинз, основывается на чувственном восприятии, а поскольку «мы необходимым образом получаем идеи ощущения», постольку и восприятие идей может быть «только необходимым действием». Словом, вся многообразная духовная жизнь человека, включающая ощущения и восприятия, мысли и чувства, желания и действия, рассматривалась Коллинзом как строго детерминированный процесс. Человек же мыслился им как один из элементов мировой детерминированной системы, обязанной своей упорядоченностью «разумному деятелю».

Таким образом, концепция Коллинза, при всех ее слабостях и недостатках, являлась дальнейшим развитием деистической формы материализма, распространенной на понимание психики людей, их сознания и поведения. Оставалось лишь выяснить специфический механизм, связывающий жизнедеятельность человека с воздействующими на его органы чувств внешними объектами. Общедетерминистский подход к мыслящему, чувствующему и действующему человеку следовало конкретизировать на анатомо-физиологическом уровне. Эту задачу взяло на себя следующее поколение английских материалистов – Д. Гартли (1704-1757) и Д. Пристли (1733-1804).

Что касается судьбы «Философского исследования человеческой свободы», то она ничем не отличалась от судьбы других произведений Коллинза. Книга подверглась ожесточенным нападкам со стороны защитников религии. Одним из первых на Коллинза ополчился английский теолог и философ-идеалист С. Кларк (1675 – 1729), автор трактата «Доказательство бытия бога и его атрибутов», направленного против Гоббса, Спинозы и других материалистов. Возражая Кларку, который отстаивал религиозно-идеалистическое учение о свободе воли, Коллинз издает свое последнее произведение «Свобода и необходимость» («Liberty and Necessity», 1729), где вновь выступает как убежденный детерминист.

Все сочинения Коллинза проникнуты уважением к человеку, верой в его разум, непримиримостью к религиозному фанатизму и мракобесию. Коллинз внес большой вклад в развитие свободомыслия, в пропаганду и распространение философского материализма.


Читайка:

Исторические судьбы английского деизма
Влияние английского деизма на американское просвещение
Материализм в философии Просвещения
Современные религиозные мировоззрения
Результаты исследований об отношении к религии
Результаты обследованных семей в различных категориях
Уровень религиозности в различных типах семей
Что формирует религиозную направленность в семье
Внутрисемейные отношения и религиозность

На главную

Философия, атеизм, религия:

Содержание
Понятие веры в религиозной философии
Что лежит в основе доказательств существования бога
На чём базируется понятие первопричины
Роль слова в передаче религиозной информации индивиду
Реакционные идеологии в капиталистических странах
Материалистическое мировоззрение против религии
Социальная сторона христианства
Спор о Лукиане
Свидетель и критик раннего христианства
Свободомыслие Джона Толанда
Развитие материи и всей Вселенной
Исторические судьбы английского деизма
Результаты исследований об отношении к религии
Особая часть колеблющихся верующих
Внедрение новых традиций и ритуалов в быт граждан
Атеистическое воспитание учащихся национальной школы
Какой закон действует на всех во Вселенной
Проблемы католицизма и общества

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su