Почему страдают живые существа

Достижения этой философии заключаются не только в том, что она дает материалистическое объяснение происхождения Вселенной и всего существующего в ней, но и показывает логическую несостоятельность доказательств бытия бога. Идеологи санкхьи заявляют, что утверждения о творении мира богом бессмысленны, ибо сам этот акт не может преследовать какой-либо цели. Какова должна быть эта цель? Может быть, что-то личное, т. е. стремление удовлетворить личные интересы бога? Теисты не могут признать такую возможность. Их бог, будучи вечным Абсолютом, не может иметь ни одного невыполнимого желания, которое он стремился бы удовлетворить посредством сотворения мира. Кроме того, будучи всемилосердным, бог не может быть эгоистичным. Поэтому теистам остается только одна альтернатива, которую они могут принять: бог может быть движим либо добротой, либо состраданием к сотворению мира. Но доброта не может быть беспредметна. Где же объекты той доброты, которая приводит к сотворению мира? Доброта к неодушевленным объектам вряд ли имеет смысл. Поэтому доброта бога должна относиться к живым существам. Но что на самом деле означает любовь к живым существам? Она может только означать желание облегчать боль и страдания и делать счастливыми живые существа.

Однако теисты могут представить, что бог создает мир с целью облегчения живых созданий от боли и страданий. Минимумом условий для существования боли и страданий должно быть наличие тела, органов чувств, которые, по мнению теистов, могут быть лишь результатом творения. Другими словами, перед сотворением мира предварительным условием существования боли и страданий должно быть их отсутствие и отсюда не может быть вопроса о наличии в боге желания облегчить живые существа от всего этого. С точки зрения теистов, вопрос о боге, движимом добротой, может встать только после сотворения мира, т. е. только после того, как живые существа наделяются телами, органами чувств и др. Благодаря им живые существа могут испытывать боль, и бог может проявлять доброту по отношению к ним, т. е. может иметь желание освободить их от боли. Но это означает, что бог сам создает предварительное условие для боли и страданий живых существ.

В результате богословы должны допускать, что бог создает предварительные условия для боли и страданий, тогда как, с другой стороны, они утверждают, что бог движим стремлением освободить человечество от боли и страданий. Позиция весьма противоречивая и несостоятельная – бог создает боль и страдание для того, чтобы их ликвидировать.

Идеологи санкхьи полагают также, что принятие морального правителя мира, так же как и его творца, излишне. Это объясняется следующими причинами: если бы бог был реальным правителем мира, его правление было бы направлено на собственную пользу, точно так же, как это происходит с обычным правителем. С точки зрения санкхьи правитель руководствуется только своим благом. Концепция бога как правителя мира лишает его вечной свободы, которая, по утверждению богословов, составляет его неотъемлемое свойство.


Читайка:

Какой закон действует на всех во Вселенной
Что утверждают неверующие в бога
Что можно предложить в качестве знания
Основные положения мимансаки
Рассуждения о творении добра и зла
Объяснения создания мира и всего сущего
Философская мысль в познании бога
Проблемы католицизма и общества
Наличие национального фактора в религии

На главную

Философия, атеизм, религия:

Содержание
Понятие веры в религиозной философии
Что лежит в основе доказательств существования бога
На чём базируется понятие первопричины
Роль слова в передаче религиозной информации индивиду
Реакционные идеологии в капиталистических странах
Материалистическое мировоззрение против религии
Социальная сторона христианства
Спор о Лукиане
Свидетель и критик раннего христианства
Свободомыслие Джона Толанда
Развитие материи и всей Вселенной
Исторические судьбы английского деизма
Результаты исследований об отношении к религии
Особая часть колеблющихся верующих
Внедрение новых традиций и ритуалов в быт граждан
Атеистическое воспитание учащихся национальной школы
Какой закон действует на всех во Вселенной
Проблемы католицизма и общества

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su