Особенности взглядов пантеистов

Учение пантеистов, пропагандируемое здесь Толандом, исходит из материальности мира, многообразия движущейся материи, непрерывного чередования ее форм. В этом произведении Толанд делает еще один шаг в направлении к диалектико-материалистическому осмыслению природы, хотя в целом и остается на позиции метафизического материализма, обогащенного отдельными диалектическими положениями. С этих передовых для своего времени позиций он подверг глубокой критике религию, решительно отверг все исторические вероисповедания, противопоставив им уже не «истинную религию», как раньше, а своеобразный «философский канон» пантеистов-вольнодумцев.

Анализ «Пантеистикона» показывает, что мировоззрение Толанда в этот период представляло собой сочетание деистической формы материализма с элементами натуралистического пантеизма. И действительно, наряду с чисто деистическими положениями («во вселенной... все управляется правильнейшим образом и совершеннейшим порядком», «сила и энергия целого, все создавшая и уравновесившая... есть бог, которого можно назвать, если угодно, разумом и духом вселенной») в «Пантеистиконе» встречаются высказывания, сближающие Толанда с Кардано, Патрици, Бруно и другими представителями пантеистической натурфилософии XVI в. Вот некоторые из этих высказываний: «...бог разлит в мире и объемлет его извне», «в мире все едино, и это единое есть все во всем», «это все во всем есть бог».

Нужно учитывать, правда, что некоторые из подобных высказываний Толанд приписывал различным мыслителям прошлого, подчеркивая их принадлежность к «сократическому содружеству» пантеистов. Следует иметь в виду и нарочито афористический характер многих положений «Пантеистикона». И все же одно несомненно – свободомыслие Толанда, опиравшееся на философский материализм, содержало ярко выраженную атеистическую тенденцию, хотя последняя и ограничивалась рамками деизма и пантеизма. Созданное же философом учение о материи, включавшее положения о ее вечности, бесконечности и, главное, о ее внутренней активности (самодвижении), объективно способствовало преодолению ограниченности деистического материализма и переходу к той его исторической форме, которая была развита впоследствии французскими философами XVIII в. – Дидро, Гольбахом, Гельвецием.

В заключение отметим еще одну особенность философского учения Толанда, проливающую дополнительный свет на вопрос о характере его свободомыслия. Речь идет о настойчиво пропагандируемом Толандом положении о необходимости различения двух видов философии: экзотерической, т. е. открытой, рассчитанной на публичное изложение, понятной и доступной даже непосвященным; и эзотерической, т. е. скрытой, предназначенной только для узкого круга, для посвященных.


Читайка:

Почему нужно скрывать свои истинные взгляды вольнодумцу
Свободомыслие Антони Коллинза
Деятельность и взгляды Коллинза
Положение человека в философии Коллинза
Исторические судьбы английского деизма
Влияние английского деизма на американское просвещение
Материализм в философии Просвещения
Современные религиозные мировоззрения
Результаты исследований об отношении к религии

На главную

Философия, атеизм, религия:

Содержание
Понятие веры в религиозной философии
Что лежит в основе доказательств существования бога
На чём базируется понятие первопричины
Роль слова в передаче религиозной информации индивиду
Реакционные идеологии в капиталистических странах
Материалистическое мировоззрение против религии
Социальная сторона христианства
Спор о Лукиане
Свидетель и критик раннего христианства
Свободомыслие Джона Толанда
Развитие материи и всей Вселенной
Исторические судьбы английского деизма
Результаты исследований об отношении к религии
Особая часть колеблющихся верующих
Внедрение новых традиций и ритуалов в быт граждан
Атеистическое воспитание учащихся национальной школы
Какой закон действует на всех во Вселенной
Проблемы католицизма и общества

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su