Особенности индийской философии

Философская мысль Индии изучается на протяжении двух веков. Среди философов, внесших вклад в изучение культурного наследия прошлого, видное место принадлежит Дебипрасаду Чаттопадхьяя. Его работы, посвященные истории индийской философии, получили признание во многих странах мира. Читатели знакомы с двумя его наиболее значительными трудами: «История индийского материализма»; «История индийской философии». В них, как и в рецензируемой книге, применяя методологию, автор пытается восстановить подлинную историю индийской философии и ее место среди различных философских школ и направлений, показать сильное влияние в ней материализма и атеизма. Его книги отличаются глубиной исследования, партийностью, четкостью и последовательностью классовых позиций, они играют важную роль в изучении мировой атеистической и философской мысли, в ожесточенной идеологической борьбе, которая ведется в настоящее время между силами реакции и прогресса.

В результате того что исследованием индийской философии занимались преимущественно буржуазные ученые, в мировой литературе сложилось превратное, одностороннее представление о философской мысли этой страны – о ее исключительной идеалистичности, пассивно-созерцательном отношении к повседневной жизни, об игнорировании в ней научных и рационально-логических методов познания, о ее особой мистичности, являющихся якобы высшим выражением некоего «азиатского духа».

Книга «Индийский атеизм» представляет вызов традиционным взглядам об особой спиритуалистичности индийской философии, все проблемы которой якобы вращаются вокруг бога как главного фактора жизни. По мнению Д. П. Чаттопадхьяя, такое представление является ошибочным. Автор убедительно показывает, что значительная часть индийских философов древности и средневековья были атеистами, что сильная атеистическая традиция в большинстве индийских философских школ была искажена лишь в позднем средневековье.

В атеизме Д. П. Чаттопадхьяя выделяет как главную проблему – отрицание веры в бога. Вопросы, связанные с отрицанием веры в бога, и являются стержнем книги. Естественно, что это составляет силу и в то же время обусловливает некоторые недостатки книги, так как полемика атеизма с религией не исчерпывается отрицанием идеи бога. Индийский философ основной темой избрал критику идеи бога, поскольку в индийской философии именно эта идея считается главным признаком спиритуализма, этого «наивысшего», по мнению буржуазных философов, духовного достояния Индии. Д. П. Чаттопадхьяя пишет: «Остается фактом то обстоятельство, что, исключая ничтожное меньшинство, индийские философы не ощущали необходимости веры в бога».

В начале исследования автор указывает, что изучение индийского атеизма преследует не только теоретические цели, но и практические, связанные с современной идеологической борьбой. Чаттопадхьяя считает, что определенную роль в этом направлении призвано сыграть изучение как слабых, так и сильных сторон индийского атеизма, его традиций преемственности и развития, которые могли бы противостоять современной идеалистической и реакционной мысли.

Анализируя особенности индийского атеизма, индийский пацифист прежде всего обращает внимание на то, что «атеизм в Индии составляет удивительно разнородную философскую компанию». Атеистических взглядов придерживались мыслители, принадлежавшие к различным философским школам и направлениям. Так, по мнению Д. П. Чаттопадхьяя, атеистические тенденции проявляются не только в ярко выраженном материалистическом направлении локаяты, но и в философских школах с гораздо менее ярко выраженными материалистическими тенденциями, а также в философских направлениях, которые вообще трудно отнести к материалистическим, например вайбхашика и махаяна буддийской философии, пурвамиманса и ньяя-вайшешика.

Автор справедливо пишет, что «составлять разнообразную компанию в философии не менее опасно, чем в обществе. И в этом заключается действительная слабость индийского атеизма». Силу индийского атеизма исследователь видит в том, что он складывался и развивался как самостоятельная область знания. Индийские атеисты стремились доказать, что концепция бога существует лишь в определенных формах ложного мышления, бог для них является иллюзией или субъективным заблуждением. Однако религиозная концепция мира не исчерпывается доктриной бога. Слабость индийского атеизма заключалась и в том, что, отвергая центральную идею религии, идею бога, он мало и слабо, а иногда вообще не отвергал сопутствующие ей идеи и концепции. Но эти недостатки индийского атеизма не должны вести к недооценке его силы, распространенности и степени влияния.

Индийские философы приходили к принятию атеизма по следующим важнейшим соображениям: эпистемологическим, онтологическпм и этическим. Другими словами, большинство индийских философов, отвергавших идею бога, пытались ответить на три основных вопроса: дают ли какие-либо признанные источники достоверное знание о существовании бога? Необходимо ли постулировать существование бога для объяснения рациональной схемы действительности, и в особенности для решения проблемы происхождения мира психических явлений? Необходимо ли признание морального правителя для объяснения судеб человечества и проблем целесообразности?


Читайка:

Философские школы и их развитие
Истоки индийского атеизма с различных точек зрения
Время для создания философии мира
Почему страдают живые существа
Какой закон действует на всех во Вселенной
Что утверждают неверующие в бога
Что можно предложить в качестве знания
Основные положения мимансаки
Рассуждения о творении добра и зла

На главную

Философия, атеизм, религия:

Содержание
Понятие веры в религиозной философии
Что лежит в основе доказательств существования бога
На чём базируется понятие первопричины
Роль слова в передаче религиозной информации индивиду
Реакционные идеологии в капиталистических странах
Материалистическое мировоззрение против религии
Социальная сторона христианства
Спор о Лукиане
Свидетель и критик раннего христианства
Свободомыслие Джона Толанда
Развитие материи и всей Вселенной
Исторические судьбы английского деизма
Результаты исследований об отношении к религии
Особая часть колеблющихся верующих
Внедрение новых традиций и ритуалов в быт граждан
Атеистическое воспитание учащихся национальной школы
Какой закон действует на всех во Вселенной
Проблемы католицизма и общества

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su