Особая часть колеблющихся верующих

Предложенная типология по указанному признаку является условной. Вряд ли можно с большой степенью точности определить границы каждого типа, учитывая всю сложность изучаемого явления. Это и не было задачей проведенного исследования. Его целью было выяснить лишь основные тенденции, определяющие общую направленность по отношению к атеизму и религии, характерную для более или менее больших групп семей, проживающих в Ярославле. В то же время предложенная типология отражает логические этапы реального процесса освобождения семьи от влияния религии, его главное направление и динамику развития.

В семьях активно верующих наблюдается групповое моление, вера в бога и загробную жизнь, соблюдение поста. Здесь имеются иконы, религиозные книги. Церковь посещается регулярно всеми или большинством членов семьи. Причем посещение церкви, соблюдение религиозных праздников – явления весьма значительные в жизни такой семьи, к ним готовятся, стараются соблюдать все нормы религиозной жизни.

Большое значение в семьях активно верующих придается воспитанию детей в религиозном духе. Чтобы приобщить детей к религии, их заставляют учить молитвы, читать и переписывать религиозную литературу, исполнять церковные обряды, посещать церковь. По данным воронежского исследователя М. К. Теплякова, в полностью религиозных семьях с авторитарной организацией внутрисемейных отношений из детей школьного возраста состояли в детских организациях только 24,8%, в то время как в нерелигиозных семьях – 82,9%.

Отличие семей верующих от семей активно верующих состоит прежде всего в том, что здесь религиозность членов семьи не является активной, как в распространении своих взглядов и поисках путей для этого, так и в приобщении детей к вере. В семьях верующих преобладает религиозная направленность внутрисемейных отношений. Здесь верят в бога, соблюдают религиозные праздники, привлекают к участию в них детей и подростков. Но в то же время в данной группе семей отмечается более сильное влияние безрелигиозных и атеистических тенденций. У членов этих семей заметнее проявляется интерес к делам своего трудового коллектива. Одним из доказательств является тот факт, что в 20% семей верующих есть передовики производства. Постоянно повышают свою квалификацию члены 17% таких семей. События общественной жизни, дела предприятий обсуждаются здесь с большой степенью заинтересованности, с позиции гражданина общества.

Представители 19% семей верующих участвуют в общественной работе на предприятиях, 60% из них являются регулярными подписчиками газет и журналов, 37% являются постоянными читателями библиотек. Следовательно, внутри каждого типа семей можно выделить несколько подгрупп, для каждой из которых характерны свой уровень и особенности перехода от религиозного к атеистическому мировоззрению.

Противоречив микромир колеблющихся семей. В большинстве своем, по данным исследования, это авторитарные семьи, глава которых сам колеблется в вопросах веры. Уровень сознания членов такой семьи, как правило, выходит за рамки обыденного. Сложность духовного мира семей колеблющихся состоит в том, что, несмотря на серьезно пошатнувшуюся веру в бога, общая направленность семьи остается религиозной.

К семьям колеблющихся отнесены также те, в которых верующие или колеблющиеся не являются главой семьи. Нельзя сказать, чтобы формирование духовного облика такой семьи целиком находилось под влиянием ее религиозных членов. Религиозная направленность внутрисемейных отношений в таких семьях выражается в преобладании атмосферы доброжелательности к религии. Это свидетельствует о неустойчивости и непоследовательности как атеистических, таки религиозных представлений членов семьи.

В целях повышения эффективности атеистической работы, поисков наиболее рациональных методов ее организации семьи колеблющихся, члены которых работают на ярославской фабрике «Красный перевал», были исследованы по специальной программе. Выяснили, что ни в одной из семей колеблющихся не придерживаются регулярно религиозных норм семейной жизни. С ними обычно связываются только наиболее значимые в жизни семьи события – рождение детей, похороны, редко свадьбы. Здесь соблюдаются лишь основные церковные праздники. В 30 % семей колеблющихся имеются иконы, религиозная литература.

Возраст членов этих семей различен: до 20 лет – 7%, 21 – 30 лет – 8%, 31 – 40 лет – 41,9%, 41 – 50 лет – 29%, 51 – 60 лет – 14,1%. Большинство членов семей колеблющихся – люди, имеющие начальное или среднее образование, а также малограмотные. По роду трудовой деятельности в основном это рабочие средней и низкой квалификации, пенсионеры, домашние хозяйки. Из них женщин – 70,6%, мужчин – 24,4%, Остальные не указали состав семьи по полу.

Религиозные представления членов семей колеблющихся часто далеки от библейских. Так, 9,5% опрошенных членов семей колеблющихся верят в существование рая, 19% не верят и 71,5% сомневаются. 71,5% семей связывают свою религиозность с семейными традициями и считают ее атрибутом семейного быта, не перенося религиозные представления и нормы поведения на трудовую и общественную жизнь.


Читайка:

Религиозное воспитание в опрошенных семьях
Отношение к религии в семьях верующих
Особенности отношений в семьях атеистов
Внедрение новых традиций и ритуалов в быт граждан
Преодоление живучести религиозных обрядов
Работа организованных секций
Современный протестантизм: проблемы теории и практики
Конференция о проблемах протестантизма в современном мире
Атеистическое воспитание учащихся национальной школы

На главную

Философия, атеизм, религия:

Содержание
Понятие веры в религиозной философии
Что лежит в основе доказательств существования бога
На чём базируется понятие первопричины
Роль слова в передаче религиозной информации индивиду
Реакционные идеологии в капиталистических странах
Материалистическое мировоззрение против религии
Социальная сторона христианства
Спор о Лукиане
Свидетель и критик раннего христианства
Свободомыслие Джона Толанда
Развитие материи и всей Вселенной
Исторические судьбы английского деизма
Результаты исследований об отношении к религии
Особая часть колеблющихся верующих
Внедрение новых традиций и ритуалов в быт граждан
Атеистическое воспитание учащихся национальной школы
Какой закон действует на всех во Вселенной
Проблемы католицизма и общества

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su