Объяснения создания мира и всего сущего

Индийский мыслитель ставит вопрос: что же привело ньяя-вайшешику к нарушению ее связей с оригинальным атеизмом? И отвечает на него: «Это было что-то другое, чем желание рационализировать религиозные чувства. По крайней мере одна из причин допущения бога в поздней ньяя-вайшешике заключалась в предположении чисто технической необходимости защиты по существу научного предположения, называемого атомизмом. Хотя, несомненно, наиболее прогрессивной теорией материи и физического мира, выдвинутой в Древней Индии, была атомистическая теория, она была сформулирована на основе неразвитой науки и техники и поэтому имела серьезные недостатки. Ее основная слабость заключается в стремлении удовлетворительного объяснения процесса соединения атомов или, что еще более ценно, первого соединения двух лишенных частей атомов, которое, по мнению ньяя-вайшешиков, должно означать начало процесса соединения атомов в целые, т. е. начало создания физического мира в той форме, в которой мы его обнаруживаем».

Чаттопадхьяя разъясняет, что вначале ньяя-вайшешики придерживались для объяснения соединения атомов теории свабхавы.

В дальнейшем философы-идеалисты предприняли активное наступление на эту теорию. Проблема сочетания атомов – сложная научная проблема и ньяя-вайшешики могли решить ее, как указывает Д. П. Чаттопадхьяя, на основе техники, известной им. Но это была техника ручных операций – гончара, делающего посуду, ткача, изготовляющего ткань, и каменщика, строящего дом. Это было мастерство, зависящее от искусства и знания мастера. По терминологии ньяя-вайшешики, мастер был разумной причиной, без действий которого невозможно производство. Поэтому, очевидно, ньяя-вайшешика выдвинули разумную причину, или бога, в качестве объяснения причины, приводящей к первому соединению атомов.

Ученый считает, что и поздняя ньяя-вайшешика не перешла на теистические позиции. Так, несмотря на то что в ней стало признаваться всемогущество бога, последний был вынужден иметь дело с материалами вечными, как и сам, – атомами и пространством. Ньяя-вайшешика продолжала считать, что результаты человеческих действий определяются самими действиями. Хотя бог и стал признаваться моральным правителем мира, такое признание носило номинальный характер, а действительная функция бога в философии ньяя-вайшешика сводилась к первому или начальному соединению двух атомов, т. е. к первотолчку.

Различие между ранней и поздней ньяя-вайшешикой заключается также в отношении к авторитету Вед. Ранняя философия считала, что Веды имеют определенное авторство, хотя их авторами и не являются обычные люди с обыденным знанием, но очень умные люди – мудрецы, которые в Древней Индии назывались «риши». Авторитетность Вед для ранних ньяя-вайшешиков носит вполне светский характер, и идеологи этой философии заявляли, что они не более авторитетны, чем медицинские трактаты О том, как менялись основные положения ньяя-вайшешики, свидетельствуют и другие факты. Например, в оригинальной философии под освобождением понималось освобождение от эмпирической точки зрения. А поздние ньяя-вайшешики истолковывали понятие «освобождение» целиком в религиозном духе.


Читайка:

Философская мысль в познании бога
Проблемы католицизма и общества
Наличие национального фактора в религии
Исследование положения религии и её места в жизни людей
Существование социальных истоков в религии
Анализ проведённых исследований религиозности
Религия как результат общественного сознания
Политика Польши по отношению к религии
Понятие веры в религиозной философии

На главную

Философия, атеизм, религия:

Содержание
Понятие веры в религиозной философии
Что лежит в основе доказательств существования бога
На чём базируется понятие первопричины
Роль слова в передаче религиозной информации индивиду
Реакционные идеологии в капиталистических странах
Материалистическое мировоззрение против религии
Социальная сторона христианства
Спор о Лукиане
Свидетель и критик раннего христианства
Свободомыслие Джона Толанда
Развитие материи и всей Вселенной
Исторические судьбы английского деизма
Результаты исследований об отношении к религии
Особая часть колеблющихся верующих
Внедрение новых традиций и ритуалов в быт граждан
Атеистическое воспитание учащихся национальной школы
Какой закон действует на всех во Вселенной
Проблемы католицизма и общества

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su