Неутомимые поиски первопричины

Совпадение обоих доказательств обнаруживается в том, что в том и другом случае речь идет о переходе возможности в действительность. «Двигать нечто есть не что иное, как превращать его из возможности в действительность», – поясняет Фома. Поскольку возможность рассматривается как несуществование, переход потенции в акт отождествляется с причиненным осуществлением: нечто обретает существование, начинает существовать; действующая причина есть то, «благодаря чему новое сущее появляется там, где его не было иначе как только в возможности (а быть в возможности – род небытия)» – другими словами, «действующая причина – это то, от чего происходит изменение (unde motus primo)».

Но суть данного доказательства не в принципе причинности, как таковом, а в определенном истолковании его. И в этом Фома также следует Аристотелю, хотя и выходит за границы его понимания причинности. Спецификой такого толкования является отрицание бесконечности причинной цепи, завершение принципа причинности установлением первопричины.

Поскольку каждое явление имеет причину, которая в свою очередь является следствием, то, по мнению Фомы, «необходимо положить некоторую первичную производящую причину, каковую все именуют богом» («Summa theologiae»). Таким образом, все существующее в итоге обусловлено и находится в зависимости от первосущности. «Сама божественная мудрость является действующей причиной, поскольку она приводит к существованию вещей» («De divinis nominibus»). Из утверждения о необходимости первопричины всего сущего непосредственно вытекает бытие бога. Последний из 24 тезисов, утвержденных Пием X в качестве непререкаемых истин, гласит, что ни одно действие не может оказать влияние на бытие какого бы то ни было следствия иначе как благодаря стимулу, полученному от первопричины.

При этом понятие первопричины имеет не хронологическое значение, а коренным образом, принципиально отлично от всех без исключения других причин, в совокупности являющихся по отношению к ней вторичными. Все известные и доступные познанию причины причинно обусловлены: «Источники движения второго порядка сообщают движение лишь постольку, поскольку сами движимы первичным двигателем» («Summa theologiae»). Все они опосредствующие, «инструментальные» причины. «Опосредствующие причины... действуют лишь благодаря активному влиянию первопричины... Стало быть, если бы происходил бесконечный (причинностный) регресс и не было бы первопричины, опосредствующие причины не могли бы оказывать свое влияние». Причем божественная первопричина не только порождает, кладет начало всему возникающему, но и как божественное провидение царит над всем последующим ходом, преобразованием и взаимодействием всего существующего. Таким образом устанавливается двойная зависимость всех действующих во Вселенной «вторичных причин» от возносящейся над ними божественной первопричины.

«Второй путь» Фомы, основывающийся на принципе причинности, исключает бесконечность причинной цепи. «Нельзя помыслить и того, чтобы ряд производящих причин уходил в бесконечность», – утверждает Фома («Summa theologiae»). Первопричина тем и отличается от вторичных причин, что она беспричинна. Даже понятие самопричины неприменимо к ней, так как причинность, по определению ее томизмом, означает воздействие иного. Тем более между богом и миром не может быть взаимодействия, а лишь односторонняя зависимость мира от бога.


Читайка:

На чём базируется понятие первопричины
На чём основан принцип причинности
Принцип необходимости и его сущность
Доказательства совершенства и несовершенства
Стоит ли придерживаться теории эволюции
Рассуждая над доказательством целесообразности
Что является существующим доказательством
Теории развития религиозности человека
Роль слова в передаче религиозной информации индивиду

На главную

Философия, атеизм, религия:

Содержание
Понятие веры в религиозной философии
Что лежит в основе доказательств существования бога
На чём базируется понятие первопричины
Роль слова в передаче религиозной информации индивиду
Реакционные идеологии в капиталистических странах
Материалистическое мировоззрение против религии
Социальная сторона христианства
Спор о Лукиане
Свидетель и критик раннего христианства
Свободомыслие Джона Толанда
Развитие материи и всей Вселенной
Исторические судьбы английского деизма
Результаты исследований об отношении к религии
Особая часть колеблющихся верующих
Внедрение новых традиций и ритуалов в быт граждан
Атеистическое воспитание учащихся национальной школы
Какой закон действует на всех во Вселенной
Проблемы католицизма и общества

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su