Некоторые семиотические аспекты религиозных слов

Выводом из двух предыдущих разделов является тезис об отсутствии непосредственных связей между религиозной информацией и чувственным опытом индивида. Отделение религиозных иллюзий от чувственного познания объективной действительности не означает, однако, отсутствия связи между индивидуальным религиозным сознанием и процессом познания в целом.

В. И. Иванов писал, что религия «есть пустоцвет, бесспорно, но пустоцвет, растущий на живом дереве... человеческого познания» Это касается также особого положения религиозных слов и понятий. При интерпретации отношения религиозных слов (и понятий) к чувственному материалу затрагиваются сложные проблемы процесса человеческого познания. Предостерегая от вульгарного понимания теории отражения, Иванов отмечал, что процесс образования понятий (а в связи с этим и значения слова) «не есть простой, непосредственный, зеркально мертвый акт, а сложный, раздвоенный, зигзагообразный, включающий в себя возможность отлета фантазии от жизни; мало того: возможность превращения (и притом незаметного, несознаваемого человеком превращения) абстрактного понятия, идеи в фантазию (in letzter Instanz = 6ora)».

Проблема содержания религиозных слов, их значения является ключом для понимания функции религиозных слов в формировании религиозных взглядов индивида. Однако следует подчеркнуть, что в рамках общей теории языка эта проблема представляет лишь один из теоретических аспектов функции слова и, рассматриваемая в изоляции, привела бы к односторонности. Говоря об общей теории языка, мы имеем в виду семиотику, рассматривающую слово на фоне теории знаков. Эта теория давно привлекала внимание мыслителей. Основы теории знаков заложил Д. Локк, который, в частности, писал, что ее задачей является выяснение природы знаков, используемых разумом с целью понять вещи или сообщить другим свои знания об этих вещах.

Создателем семиотики в ее современном виде считается Ч. Пирс, идеи которого развил Ч. Моррис. Ч. Моррис предпринял попытку трактовать семиотику как автономную науку, предметом которой должен быть процесс семиоса, т. е. любой процесс, в котором участвует знак.

Функции слова, в том числе и религиозного, заключаются в сформулированном в общих чертах процессе семиоса. Моррис дал определение семиоса как пятичленного соотношения, в котором V вызывает в W склонность отреагировать некоторым определенным образом X по отношению к конкретному предмету У (не выступающему в данный момент в качестве стимула) в условиях Z В этом соотношении V – знак (слово), W – интерпретатор (человек), X – интерпретатор (активизированное в человеке значение), У – сигнификация (объективное содержание слова – предмет, десигнат), a Z – контекст, в котором действует знак.

В соответствии с традиционной семиотической терминологией Клаус следующим образом определил четыре аспекта словесного знака:

1. Синтаксический аспект выражает факт, что словесные знаки «находятся в некоторой связи с другими знаками».

2. Семантический аспект выражает факт, что знак имеет «мыслительный эквивалент (значение)». В соответствии с известным принципом Клаус разделяет точку зрения о тождественности значения слова и понятия. Он пишет: «...понятие есть значение слова или синтагмы (группы слов, которая сама еще не является предложением), а суждение есть значение высказывания».

3. Сигматический аспект выражает факт, что языковой знак «обозначает (называет) нечто», т. е. затрагивает «отношение между языковыми знаками и объектами отражения, обозначенными языковыми знаками». «...Знаки – это «этикетки» объектов», – говорит Клаус об этом аспекте знаков.

4. Прагматический аспект выражает факт, что знаки представляют собой средство гуманикации. Важным для прагматического аспекта знака является не только передача информации, но также возможность вызывать реакцию (определенное поведение, чувства) у получателя.

Теоретический анализ религиозного языка в свете семиотической теории знаков представляется возможным и многообещающим. Однако столь общий анализ не является целью данной статьи. Поэтому остановимся на двух аспектах религиозных слов: семантическом и сигматическом,

В традиционной буржуазной семиотике функции «значения» и «обозначения», как правило, четко не разграничиваются. Известны попытки трактовать семиос в качестве субъективного факта, в котором знак рассматривается как «связь между субъективно понимаемым изображением и понятием». Так определяют знак Ф. де Соссюр и К. Леви-Строс.


Читайка:

Научные исследования и религиозные представления
Роль слова и религиозных понятий
Влияние религиозных слов на индивида
Реакционные идеологии в капиталистических странах
Влияние национальной культуры на религию
Деятельность католического духовенства в Литве
Развитие национальной культуры и образования в Литве
Положение религии в духовной жизни Литвы
Материалистическое мировоззрение против религии

На главную

Философия, атеизм, религия:

Содержание
Понятие веры в религиозной философии
Что лежит в основе доказательств существования бога
На чём базируется понятие первопричины
Роль слова в передаче религиозной информации индивиду
Реакционные идеологии в капиталистических странах
Материалистическое мировоззрение против религии
Социальная сторона христианства
Спор о Лукиане
Свидетель и критик раннего христианства
Свободомыслие Джона Толанда
Развитие материи и всей Вселенной
Исторические судьбы английского деизма
Результаты исследований об отношении к религии
Особая часть колеблющихся верующих
Внедрение новых традиций и ритуалов в быт граждан
Атеистическое воспитание учащихся национальной школы
Какой закон действует на всех во Вселенной
Проблемы католицизма и общества

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su