Научные исследования и религиозные представления

Опасность идеалистической интерпретации семиотических моделей требует осторожности при использовании семиотики в религиоведении. «...Семиотический» подход к религии может быть плодотворным лишь в том случае, если отчетливо осознаются его границы и возможности» – подчеркивает Д. М. Угринович. Поэтому четкое отделение «значения» и «обозначения» религиозного слова играет важную роль, и, как пишет Г. Клаус, «такое различение на основании теории отражения необходимо, а именно потому, что действительный объект, его мыслительное отражение и языковая форма, с помощью которой формулируется мысль, не одно и то же. Проводя резкую дифференциацию между функцией обозначения и функцией значения, мы лишаем идеалистическое толкование семиотики существенной опоры».

Проблема семантического аспекта религиозных слов относится к числу хорошо изученных, и поэтому ограничимся тем, что напомним некоторые ее положения. Еще классики подчеркивали, что религиозные иллюзии представляют собой фантастическое отражение материальных условий жизни человека и фантастическую проекцию его собственной сущности. Ф. Котов отмечал, что «даже самое дикое суеверие все же в основе своей отражает вечные свойства человеческой сущности, хотя бы и в такой изуродованной и искаженной форме...». «Бог есть (исторически и житейски) прежде всего комплекс идей, порожденных тупой придавленностью человека и внешней природой и классовым гнетом, – идей, закрепляющих эту придавленность, усыпляющих классовую борьбу», – писал В. И. Иванов.

Таким образом, значение религиозных слов в их основных чертах модифицировано условиями жизни индивида и зависящим от них индивидуальным опытом. «Нет ни одной детали в представлениях различных религий о боге, небе, ангелах, бесах и т. д., которая не вытекала бы из реальных представлений людей исторически определенной ступени общественного развития», – пишет И. А. Крывелев. Значение религиозных слов зачастую представляет собой фантастическую комбинацию элементов реального жизненного опыта людей. Это чаще встречается у детей и некоторых взрослых.

Однако, как показывают результаты конкретных исследований религиозных представлений, «наивные» трактовки религиозных слов относятся в настоящее время к числу редко встречаемых. В. К. Танчер и Е. К. Дулуман исследовали значение слова «бог» у 299 опрошенных различных вероисповеданий и установили, что их представления о боге можно сгруппировать вокруг трех типов: конкретное (антропоморфное) – 45 человек; абстрактное – 113 человек; неопределенное (смешанное) – 96 человек. 45 человек не ответили на вопрос.

Более конкретный материал получил А. С. Онищенко. Предметом его исследований также были представления о боге. Он обследовал 1344 представителя различных вероисповеданий (в том числе 867 православных) и результаты исследований сгруппировал следующим образом: бог – человекоподобное существо – 251 человек; бог – вездесущий дух – 436 человек; бог – природа, законы природы, естественная сила – 92 человека; бог – первооснова, перводвигатель – 24 человека; бог – мораль (любовь, совесть, добро, истина) – 33 человека; неопределенный ответ дали 139 человек; не имеют представления 239 человек, не ответили 130 человек.

Из материалов проведенных исследований вытекает следующий вывод: подавляющее большинство верующих людей не может объяснить значение основных религиозных слов. Многие верующие либо вообще не высказываются на эту тему, либо у них отсутствуют четкие представления о содержании религиозных слов, либо, наконец, они дают неопределенные ответы.

Таким образом, результаты конкретных исследований значения религиозных слов подтверждают их особую роль в сознании большинства верующих. Специфика этих слов указывает на слабую связь их с чувственным материалом. Разрушение семантических значений религиозных слов, несомненно, является одним из итогов рационалистической и научной критики религии, а также влияния атеистической пропаганды. Так, в результате действия этих факторов «отошел в прошлое бородатый Иегова, исчез разговорный бог-отец Мильтона, а на их месте появились творческие принципы, имманентный дух, божественная цель и т. и.», – писал английский биолог Ю. Хаксли.


Читайка:

Роль слова и религиозных понятий
Влияние религиозных слов на индивида
Реакционные идеологии в капиталистических странах
Влияние национальной культуры на религию
Деятельность католического духовенства в Литве
Развитие национальной культуры и образования в Литве
Положение религии в духовной жизни Литвы
Материалистическое мировоззрение против религии
Деятельность прогрессивных эмигрантов

На главную

Философия, атеизм, религия:

Содержание
Понятие веры в религиозной философии
Что лежит в основе доказательств существования бога
На чём базируется понятие первопричины
Роль слова в передаче религиозной информации индивиду
Реакционные идеологии в капиталистических странах
Материалистическое мировоззрение против религии
Социальная сторона христианства
Спор о Лукиане
Свидетель и критик раннего христианства
Свободомыслие Джона Толанда
Развитие материи и всей Вселенной
Исторические судьбы английского деизма
Результаты исследований об отношении к религии
Особая часть колеблющихся верующих
Внедрение новых традиций и ритуалов в быт граждан
Атеистическое воспитание учащихся национальной школы
Какой закон действует на всех во Вселенной
Проблемы католицизма и общества

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su