Написание произведений о религии

Эхом поездки на Восток, возможно, явились произведения, посвященные «варварскому» миру скифов. Как бы Лукиан в этих произведениях ни следовал кинической (и софистической) традиции, он относится к миру скифов с симпатией (особенно «Токсарид, или Дружба», «Анахарсис, или об упражнениях»), видел в нем больше благородства и здравого смысла, разумных нравов, чем в мире греко-римской цивилизации и античной религии.

Для Лукиана путешествие на Восток было прежде всего возможностью посетить свою родину. Он прибыл в Самосату, где жили его родные, и был с радостью принят соотечественниками, с огромным успехом выступил перед ними («Похвала Родине», «Сновидение, или Жизнь Лукиана»). Затем вместе с отцом и родными он вернулся в Грецию.

Его путь лежал к морю, через Пафлагонию. В Абонотихе он встретился с Александром, прославленным «пророком» нового (им изобретенного) бога – змеи Гликона; здесь же был устроен и оракул. Некоторое время Лукиан наблюдал «священнодействия» и сам испытал оракул. Мошенничества Александра вызвали в нем гнев и возмущение и, несмотря на опасность, он стал разоблачать его проделки, за что едва не поплатился жизнью.

Факт столкновения с «лжепророком» не вызывает сомнений. Попытка Лукиана возбудить судебное дело против Александра оказалась тщетной, поскольку последнего поддерживали покровители в Риме. Видимо, поэтому произведение «Александр, или Лжепророк» появилось только после 180 г.

Плывя в Грецию, Лукиан познакомился еще с одним «божьим человеком», но уже другого толка – Перегрином. Своим поведением он произвел на Лукиана впечатление человека развратного и трусливого, который рыдал вместе с женщинами, когда кораблю угрожала опасность.

Лукиан поселился в Афинах. Здесь он написал свои блестящие произведения: «Тимон, или Мизантроп», «Корабль, или Пожелания», «Гермотим, или о выборе философии». Лукиан, потрясенный тем, что он увидел в Абонотихе, обличает любые религиозные предрассудки. Это становится его страстью. В тот период Лукиану особенно по душе философия киников с ее критикой существующей морали и религии. Изучая произведения философов этой школы, он «открыл» забытого писателя-сатирика III в. до и. э., философа-киника, тоже сирийского происхождения, Мениппа, под большим влиянием которого он пишет так называемые мениппейские сатиры: «Совет богов», «Разговоры в царстве мертвых», «Зевс уличаемый», «Икароменипп», «Зевс-трагик», «Петух», «Харон». В них Лукиан бичевал господствующую мораль, критиковал философские системы за бездоказательность и за несоответствие образа жизни философов их словам и теориям, высмеивал антропоморфизм и противоречия языческой религии.

Как пишет французский филолог Ж. Шварц, именно в эти годы в Афинах Лукиаи подружился с Цельсом, которому затем адресовал своего «Александра», как эпикурейцу и автору сочинения против магов. Шварц отождествляет его с Цельсом – автором «Правдивого слова», античным критиком христианства, который, по его мнению, был слушателем Академии, а затем вместе с Лукианом перешел к эпикуреизму. Эта гипотеза является спорной. Но вполне возможно, что Лукиан, называя Цельса эпикурейцем, употребил то распространенное понятие, которое связывало эпикуреизм с любой критикой суеверий, в данном случае с выступлением против магов. Если это так, то Лукиан мог позаимствовать у Цельса ряд сведений и аргументов против христиан. Но Лукиан, несомненно, был знаком с христианами и раньше, встречал их на родине, в Малой Азии, и хотя описание христиан действительно перекликается с Цельсом, его собственное отношение к христианам значительно отличалось от автора «Правдивого слова».


Читайка:

История Перегрина в изложении Лукиана
Каковы были социальные воззрения Лукиана?
Свидетель и критик раннего христианства
Как описывает Лукиан жизнь ранних христиан
Как относился Лукиан к личности Христа?
Собственное отношение к религии у Лукиана
Кто такие эти перцы – деисты-материалисты?
Свободомыслие Джона Толанда
Представления о бессмертии души в христианстве

На главную

Философия, атеизм, религия:

Содержание
Понятие веры в религиозной философии
Что лежит в основе доказательств существования бога
На чём базируется понятие первопричины
Роль слова в передаче религиозной информации индивиду
Реакционные идеологии в капиталистических странах
Материалистическое мировоззрение против религии
Социальная сторона христианства
Спор о Лукиане
Свидетель и критик раннего христианства
Свободомыслие Джона Толанда
Развитие материи и всей Вселенной
Исторические судьбы английского деизма
Результаты исследований об отношении к религии
Особая часть колеблющихся верующих
Внедрение новых традиций и ритуалов в быт граждан
Атеистическое воспитание учащихся национальной школы
Какой закон действует на всех во Вселенной
Проблемы католицизма и общества

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su