На чём основан принцип причинности

Принцип причинности, основанный на опыте и объемлющий все существующее, для адепта первопричины – «это постулат рационализма и должен быть отброшен вместе с ним». Бесконечная причинная взаимозависимость всего существующего для томиста – эмпирическая иллюзия: будто все вещи, на самом деле существующие по воле бога, существуют автономно, словно бога нет. Непостижимая для человека первопричина «объясняет все, и в нас и вокруг нас, за исключением того, каким образом она нам дана». Первопричина, таким образом, есть все объясняющее необъяснимое. Но такое ее понимание по существу сводит на нет томистское доказательство «по аналогии».

Если бытие бога, как уверяет томизм, беспричинно, тем самым не закрепляется, а подсекается под корень принцип причинности. Первопричина обосновывается не на этом принципе, а вопреки ему. Либо все существующее, все, что есть, имеет причину, либо нет. Если допускается беспричинное бытие, бог также излишен и при недопущении бытия, не входящего в понятие «все существующее». Беспричинная первопричина – такая же нелепость, как и неподвижный перводвигатель.

Рассуждение томистского философа Рожэ Верно дает убедительное подтверждение, что второе томистское доказательство бытия бога в действительности основывается не на логическом выводе из опытных данных, а на отвергнутом Аквинатом онтологическом доказательстве. «Если ставят вопрос: почему же бог есть сам по себе? – то единственный разумный ответ: потому что он есть бог... Следуст поэтому решительно отказаться от вопросов подобных тому: почему бог существует сам по себе?.. Вопрос «почему?»... лишается смысла, когда он относится к безусловному». Разве это не типичное воспроизведение бытия на основе совершенства? Разве аргументация томиста Верно не только подтверждает мнение Канта, но и гиперболизирует его своим требованием «начисто и попросту устранить принцип достаточного основания из философского языка»? Впрочем, Верно прав: обоснованное доказательство недоказуемого невозможно, не исключив логический закон достаточного основания. Трансцендентность причинности но отношению к сущему не более чем иное выражение трансцендентности источника движения. «Есть» – ничто без движения. «...О телах вне движения... ничего нельзя сказать, – писал Котов Петрову. – Лишь в движении тело обнаруживает, что оно есть». «Дать бытие» (характеризующее томистское понятие первопричины) – значит дать движение. Первый и второй пути – двуликий софизм: несостоятельность одного из них свидетельствует о несостоятельности другого.

Бог, определяемый в качестве «бытия, как такового», в отличие от объективно-реального бытия и противопоставляемых! ему как творец, первоначало, перводвигатель, первопричина, – пустая абстракция. «Задаваясь вопросом о сотворении природы и человека, ты тем самым абстрагируешься от человека и природы. Ты полагаешь их несуществующими и тем не менее хочешь, чтобы я доказал тебе их существование. Я говорю тебе: откажись от своей абстракции, и ты откажешься от своего вопроса... вопрос о каком-то чуждом существе, о существе, стоящем над природой и человеком, – вопрос, заключающий в себе признание несущественности природы и человека».

На страницах французского католического сборника о богопознании столкнулись два мнения по вопросу о применимости к богу понятия причинности. Г. Марсель, давно уже разубедившийся в томистских доказательствах, называет причинное обоснование западней. Иезуит Ле Блонд, обрушиваясь на Марселя, упорно отстаивает креационизм, ища выход из западни в коренном различии научного и теологического понятия причинности А в своей новой книге, посвященной тому же вопросу, Ван Стеенберген, стремясь остаться верным заветам Фомы, вынужден все же занять уклончивую позицию: «второй путь» невозможно ни доказать, ни опровергнуть – он может быть подвергнут сомнению и потому «недостаточен». «Второй путь» – скользкий путь.


Читайка:

Принцип необходимости и его сущность
Доказательства совершенства и несовершенства
Стоит ли придерживаться теории эволюции
Рассуждая над доказательством целесообразности
Что является существующим доказательством
Теории развития религиозности человека
Роль слова в передаче религиозной информации индивиду
Применение знаков для передачи информации
Специфика усвоения религиозных слов индивидом

На главную

Философия, атеизм, религия:

Содержание
Понятие веры в религиозной философии
Что лежит в основе доказательств существования бога
На чём базируется понятие первопричины
Роль слова в передаче религиозной информации индивиду
Реакционные идеологии в капиталистических странах
Материалистическое мировоззрение против религии
Социальная сторона христианства
Спор о Лукиане
Свидетель и критик раннего христианства
Свободомыслие Джона Толанда
Развитие материи и всей Вселенной
Исторические судьбы английского деизма
Результаты исследований об отношении к религии
Особая часть колеблющихся верующих
Внедрение новых традиций и ритуалов в быт граждан
Атеистическое воспитание учащихся национальной школы
Какой закон действует на всех во Вселенной
Проблемы католицизма и общества

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su