На чём базируется понятие первопричины

Возникает альтернатива: либо признание причинной цепи бесконечной, либо отрицание бесконечности и ограничение причинной цепи беспричинной первопричиной. Томисты отрицают бесконечность, ограничивая, ограждая ее божественной первопричиной. И даже в тех случаях, когда, приспособляясь к требованиям современной науки, они допускают понятие бесконечности, они не поступаются при этом первопричиной. Так, еще лувенский философ Николай Бальтазар полагал, что «однозначные причины требуют сверх и вне своей цепи, даже если бы она была бесконечна, аналогичную причину, не имеющее причины сущее...». Того же взгляда придерживаются и современные сторонники «второго пути». «Я не могу признать правильным, – пишет Я. Саламуха, – утверждение, что если упорядоченное множество бесконечно, то оно безгранично, по крайней мере с одной стороны».

Неотомисты, осознавая противоречие между всеобщим принципом причинности как посылкой доказательства и беспричинностью как его выводом, объявляют это противоречие «мнимым», основанным на смешении конечного с бесконечным, частей и целого. Де Фриз ищет выход из затруднения, считая неудовлетворительной формулу «нет действия без причины», или «все имеющее начало имеет свою причину». Он предлагает исправить эту формулу, заменив ее более точной: «Все случайно существующее причинно обусловлено». Рассам со своей стороны предлагает «уточнить» принцип причинности «конечным бытием» и в этом видит «силу доказательства».

Другими словами, причинная зависимость относится к случайным, конечным, частным, отдельным вещам, но не ко всеобщему, целому. Но такое противопоставление вульгарно-метафизично: целое представляется не как единство частей, бесконечное – не как неисчерпаемое, беспредельное множество конечного. Уже Уильям Оккам, а позднее Давид Юм возражали против такого размежевания конечного как причинно обусловленного, движущегося и бесконечного как беспричинного, неподвижного. Актуально-бесконечное толкуется томистами не как совокупное предельное понятие по отношению к конечному, существующему, а как нечто потустороннее, возносящееся над конечным и существующим вне его. Диалектическому единству этих понятий противопоставляется антитеза конечного и бесконечного, причинности и беспричинности. Первопричина, таким образом, мыслится не по аналогии с причинностью, а вопреки ей, бог – как бесподобное миру. Католический философ антитомист Г. Марсель имел все основания заявить: «Надо покончить с идеей бога-причины...»

Идея божества как первопричины несовместима с категорией причинности, а являет собой ее полную противоположность. К. Тремонтан говорит о двух различных онтологиях, одна из которых имеет своим предметом творца, другая – творение. Этот онтологический дуализм ярко выражен во втором томистском доказательстве: первопричина есть нечто радикально отличное от причины не только потому, что она беспричинна, но и по характеру своего отношения к следствию. Первопричина в отличие от причины не есть только источник изменения, обновления, преобразования, превращения нечто в иное, а творение из ничего. «Нечто, – провозглашает Фома, – сотворено из ничего, т. е. не сделано из чего-нибудь, оно не предполагает чего-либо несотворенного либо сотворенного чем-нибудь иным» («Summa theologiae»). «Все вещи, – повторяет Лев XIII, – произошли из ничего благодаря всемогуществу бога». Таким образом, теологическое понятие «причинности» как творения из ничего коренным образом отлично от научной категории действующей причины, она «беспримерна».

Первопричина, понимаемая как творение, не только по предполагает материи, даже в аристотелевском смысле, по исключает и потенцию, превращаемую в акт, поскольку потенция, рассматриваемая в перспективе творения, есть ничто, небытие. Творение не допускает ничего опосредствуемого. «Творческая причина действует без опосредованного, без чего-либо предсуществующего в качестве материи». Творение «не новое состояние, а новое бытие», это «рождение», порождение из ничего.

Томистская первопричина в отличие от всякой причинной обусловленности не является «первой» во временном, хронологическом ходе вещей – она вневременна, поскольку время – категория, относящаяся лишь к сотворенному. Время, как пространство и материя (и не только материя, но и нематериальные духи, ангелы), – результат вневременного творения. «Ничто» как предпосылка творения исключает временное понятие причинности. Такое понятие, признает Антонен-Шильбер Сертилланж, кажется «очень странным, трудно укладывающимся в голову натуралиста».

Такова «аналогия» всеобщей причинности и божественной первопричины. Опытное понятие причины, лежащее в основе второго доказательства бытия божия, «несомненно отлично от того, что мы можем приписать бесконечному. «В этом смысле, – признается доминиканский философ П. де Муннинк, – можно было бы, не без риска, но, конечно, не впадая в богохульство, сказать, что бог не есть причина Вселенной». Такова трезвая оценка верующим «аналогического» пути от причинности к креационизму.

«...Мы всегда действуем ощупью среди обусловленного и тщетно ищем безусловного, причем никакой закон эмпирического синтеза не дает нам примера его и не указывает никакого пути к нему». Это утверждение великого немецкого философа сохраняет свое значение и сегодня. Первопричина – синоним беспричинности – чужда человеческому разуму и не может быть выведена им из опыта, как бы ни расширялись его границы в историческом процессе развития познания. Идея первопричины несовместима с принципом причинности, является понятием не утверждающим, а отрицающим этот принцип. «Философия (речь идет о томистской философии – Б. Б.) не мыслит под словом «причина» то же, что понимает под ним наука»


Читайка:

На чём основан принцип причинности
Принцип необходимости и его сущность
Доказательства совершенства и несовершенства
Стоит ли придерживаться теории эволюции
Рассуждая над доказательством целесообразности
Что является существующим доказательством
Теории развития религиозности человека
Роль слова в передаче религиозной информации индивиду
Применение знаков для передачи информации

На главную

Философия, атеизм, религия:

Содержание
Понятие веры в религиозной философии
Что лежит в основе доказательств существования бога
На чём базируется понятие первопричины
Роль слова в передаче религиозной информации индивиду
Реакционные идеологии в капиталистических странах
Материалистическое мировоззрение против религии
Социальная сторона христианства
Спор о Лукиане
Свидетель и критик раннего христианства
Свободомыслие Джона Толанда
Развитие материи и всей Вселенной
Исторические судьбы английского деизма
Результаты исследований об отношении к религии
Особая часть колеблющихся верующих
Внедрение новых традиций и ритуалов в быт граждан
Атеистическое воспитание учащихся национальной школы
Какой закон действует на всех во Вселенной
Проблемы католицизма и общества

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su