Методы доказательства существования бога

«Аналогия сущего – господствующее начало всей системы Фомы Аквинского». Ибо для него основной вопрос (притом не только философии, а всего человеческого существования) – это вопрос о том, «как, исходя из конечного бытия, можно обрести достоверное познание о бесконечном бытии» – бытии бога. «Глобальный» ответ Фомы на поставленный вопрос гласит: «Мы знаем о том, что бог есть... из самих результатов его действий (ex effectibus ipsius)». «Достаточно установить достаточное основание хотя бы одного какого-либо эмпирического данного существования для доказательства бытия бога», – раскрывает этот ответ Этьен Жильсон: если что-нибудь есть, следовательно, бог есть. Все доказывает его бытие. Для томиста весь мир, все существующее есть не что иное, как «физическое откровение» бога.

«Аналогия» двойственна, антономична. Она предполагает, как единство, так и различие, как подобие, так и бесподобность. Луис де Реймекер называет это парадоксом аналогии как фундаментальной философской проблемы. Между богом и миром, по словам И. Лотца, «существует соответствие в бытии, которое, однако, существенно разделено различием, ибо бог обладает бытием независимым и совершенным, а творение, напротив, зависимым и тем самым несовершенным». Вот почему нет и не может быть такого единого понятия, поясняют сторонники этого взгляда, которое объединяло бы бога и мир. Более того, отсюда следует невыразимость идеи бога в логических понятиях, несмотря на доказуемость его бытия по аналогии. Понятие «бытие» в обоих случаях различно по содержанию. Творение не однородно с творцом, а «причастно» к его бытию. «Аналогия» приобретает характер «партиципации». «Есть», таким образом, двузначно: «Когда мы говорим об абсолютном бытии: оно «есть», это «есть» не однозначно... с «есть» конечных существ». Софистическое трюкачество томистов в учении об аналогии поистине неподражаемо. Логические ухищрения используются как основной материал аналогического построения. Бог и мир не могут быть, согласно томистам, объединены монистически. Они не могут быть и расчленены плюралистически.

Аналогический метод доказательства бытия бога, противопоставляя конечное бытие бесконечному, несовершенное совершенному, временное вечному, вместе с тем исходя от конечного, несовершенного, временного, утверждает бесконечное, совершенное, вневременное. Аналогия, восходящая от зримого мира к незримому богу, затем нисходящая обратно от бога к религиозному пониманию мира как божественного творения, предполагает, что «между тем и другим необходимо имеется в конечном счете отношение общности при существенном различии бытия, и в этом именно состоит метафизическое основание аналогии». Здесь налицо своего рода единство противоположностей (coincidentia oppositorum), однако, добавляет Максимилиан Раст, сам бог в противоположность всему конечному возносится над всякими противоположностями и упаси бог видеть в его понятии нарушение формально-логического закона, не допускающего противоречия. Что же касается неизбежных противоречий, возникающих при аналогическом методе доказательства, то они свидетельствуют о том, что бог остается непостижимой для человеческого разума тайной. «Мы постигаем его лишь исходя из конечного сущего и в конечных понятиях и никогда в адекватном, а всегда в аналогическом познании...» 1 При этом аналогическое доказательство, как пишет М. Раст, есть «нечто среднее между агностицизмом, для которого бог лишь неведомый, и пантеизмом, отрицающим существенное различие между богом и человеком». Таков томистский методологический ключ к раскрытию «черного ящика» бытия бога. Ключ этот пятикратно использует Фома в своих доказательствах.


Читайка:

Дискуссии о познании бога и бытия
Что лежит в основе доказательств существования бога
Почему бытие неотделимо от движения
Размышления над принципом движения
Неутомимые поиски первопричины
На чём базируется понятие первопричины
На чём основан принцип причинности
Принцип необходимости и его сущность
Доказательства совершенства и несовершенства

На главную

Философия, атеизм, религия:

Содержание
Понятие веры в религиозной философии
Что лежит в основе доказательств существования бога
На чём базируется понятие первопричины
Роль слова в передаче религиозной информации индивиду
Реакционные идеологии в капиталистических странах
Материалистическое мировоззрение против религии
Социальная сторона христианства
Спор о Лукиане
Свидетель и критик раннего христианства
Свободомыслие Джона Толанда
Развитие материи и всей Вселенной
Исторические судьбы английского деизма
Результаты исследований об отношении к религии
Особая часть колеблющихся верующих
Внедрение новых традиций и ритуалов в быт граждан
Атеистическое воспитание учащихся национальной школы
Какой закон действует на всех во Вселенной
Проблемы католицизма и общества

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su