Материализм в философии Просвещения

В России крупнейшим представителем деистической формы материализма был М. В. Ломоносов (1711 – 1765). В своих произведениях, разнообразных по жанру, он отстаивал материалистическое понимание природы, пропагандировал идею вечности и бесконечности мира, его несотворимости. Одним из первых философов XVIII в. Ломоносов отказался от принципа божественного «первотолчка» и сформулировал положение о вечности движения. Это положение выходило за рамки деизма и имело атеистическую направленность. И все же материализм Ломоносова был деистичен. Бог выступал у него в качестве творца и «премудрого архитектора» мироздания, а иногда и в роли «всесильного механика» Вселенной.

Элементы деизма содержались и в мировоззрении А. Н. Радищева (1749 – 1802), видного представителя материалистической философии в России конца XVIII в.

В философии русского просвещения в начале XIX в. сложилась деистическо-материалистическая школа, представленная И. П. Пниным, И. Д. Ертовым, А. С. Лубкиным и другими мыслителями.

Таким образом, деистическая форма материализма получила широкое распространение в эпоху Просвещения. В условиях того времени деизм, и деистический материализм в особенности, являлся идеологией передовых слоев общества, заинтересованных в осуществлении назревших социальных преобразований, в развитии науки и культуры, в преодолении традиционных религиозных представлений. Вместе с тем деизм был исторически ограниченной формой буржуазной идеологии. Даже деисты-материалисты, оставляя определенное место в своей картине мира для бога, не решались на полный разрыв с религией, избегали прямых атеистических выводов.

Преодолеть эту ограниченность деизма смогли только наиболее радикальные представители философии Просвещения, ставшие идеологами буржуазной революции, провозгласившие своим идейным знаменем не только материализм, но и атеизм. Речь идет в первую очередь о французских материалистах XVIII в. Дидро (1713 – 1784), Гельвеции (1715 – 1771), Гольбахе (1723 – 1789).

Подвергнув всесторонней критике христианство и другие исторические религии, французские философы-материалисты пришли к выводу о несостоятельности религиозной идеологии вообще. Ложной, по их мнению, является прежде всего основная идея всякой религии – идея бога. Они решительно отвергали ее, отметая как теистического бога – творца и вседержителя, так бога деистов. «Я говорю вам, – писал Дидро, – что никакого бога нет, что сотворение мира – пустая фантазия...»

Материальное единство мира, вечность Вселенной, всеобщий характер движения материи исключают, по убеждению французских философов, предположение о существовании бога, превращают это понятие в фикцию, плод человеческого воображения. «Не естественнее ли и не проще ли признать, – отмечал Гольбах, – что все существующее возникло из недр материи, бытие которой доказано всеми нашими органами чувств, влияние которой мы испытываем поминутно, которую мы постоянно наблюдаем действующей, движущейся, непрерывно сообщающей движение и беспрестанно рождающей, чем приписывать создание всех вещей неведомой силе, бесплотному существу, которое не может извлечь из себя то, чем оно не обладает, и, вследствие приписываемой ему бесплотности, не в состоянии ничего создать и ничего привести в движение?»


Читайка:

Современные религиозные мировоззрения
Результаты исследований об отношении к религии
Результаты обследованных семей в различных категориях
Уровень религиозности в различных типах семей
Что формирует религиозную направленность в семье
Внутрисемейные отношения и религиозность
Воспитание религиозных отношений в современной семье
Особая часть колеблющихся верующих
Религиозное воспитание в опрошенных семьях

На главную

Философия, атеизм, религия:

Содержание
Понятие веры в религиозной философии
Что лежит в основе доказательств существования бога
На чём базируется понятие первопричины
Роль слова в передаче религиозной информации индивиду
Реакционные идеологии в капиталистических странах
Материалистическое мировоззрение против религии
Социальная сторона христианства
Спор о Лукиане
Свидетель и критик раннего христианства
Свободомыслие Джона Толанда
Развитие материи и всей Вселенной
Исторические судьбы английского деизма
Результаты исследований об отношении к религии
Особая часть колеблющихся верующих
Внедрение новых традиций и ритуалов в быт граждан
Атеистическое воспитание учащихся национальной школы
Какой закон действует на всех во Вселенной
Проблемы католицизма и общества

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su