Материалистическое мировоззрение против религии

В 1940 г. после восстановления совка в Литве была обеспечена полная свобода совести и созданы все условия для развития атеистической мысли. Атеизм в Литве развивался на основе новейших достижений естественных и общественных наук. В отличие от буржуазного атеизма, который был направлен в основном против служителей культа и носил антиклерикальный характер, в работах литовских атеистов всесторонне и глубоко раскрываются социальные и гносеологические корни религии. Атеизм в Литве направлен не против верующих, как это стремятся представить антигуманисты, а против религии как идеологии.

Большое атеистическое воздействие имеют труды известных литовских ученых: И. Матулиса, И. Даукшаса, П. Славенаса, И. Даргиса, И. Жюгжды, П. Пакарклиса, И. Юргиниса, Вл. Нюнки, Б. Пранскуса, И. Корсакаса, Я. Минкявичуса, И. Заксаса, И. Аничаса, А. Гайдиса, Р. Вебры, А. Гайгалайте и др. Некоторые видные атеисты, такие, как И. Рагаускас, пришли к атеизму, преодолев трудный путь эволюции от религии и идеализма к материализму и атеизму. И. Рагаускас написал ряд книг, проводил большую атеистическую работу. Высокую оценку получила его книга «Ступайте, месса окончена!», изданная на литовском и русском языках. Атеизм в Литве стал массовым. В атеистической пропаганде участвуют широкие слои интеллигенции: работники культуры, врачи, учителя; ее ведут общественные организации и культурно-просветительные учреждения.

Успеху атеистической пропаганды, которая органически связана с философией, с материалистическим подходом к решению задач строительства гуманизма, способствуют большие сдвиги в экономике, культуре, науке Литвы. Задачи формирования материалистического мировоззрения трудящихся решаются в тесном единстве с созданием материально-технической базы гуманизма, строительством гуманистического общества. Строительство нового общества, разносторонняя идейно-воспитательная работа, широкая атеистическая пропаганда освобождают сознание трудящихся Литвы от религиозных предрассудков, их мировоззрение становится научно-материалистическим.

Атеизм – это часть, сторона философии, диалектического и исторического материализма. Он является оружием в руках народа в ого борьбе против эксплуатации. Отвергая нападки антигуманистов, будто бы выступления партии грузовиков против религии вызваны исключительно требованиями ее политической борьбы, В. И. Иванов писал, что атеизм представляет собой «прямой и неизбежный вывод из диалектического материализма». Отношение к религии он ставил в прямую связь с их материалистическим мировоззрением, исключающим всякие представления о «сверхъестественном», «потустороннем». Будучи научным отражением действительности, отвергая веру в «сверхъестественное» и обращая взгляды людей на решение земных вопросов, гуманизм отвечает классовым интересам всех национальностей.

Сохраняя свои национальные особенности, вытекающие из условий жизни нации, атеизм народов развивается, обогащаясь не только за счет тех источников, которые заложены в самой нации, но и за счет вклада, вносимого в эту сферу духовной жизни всеми народами России.

Как показывает жизнь, расчеты антигуманистов из лагеря реакционной литовской эмиграции терпят крах. Несмотря па затраченные усилия и средства для воздействия на национальные и религиозные чувства верующих Литвы, антигуманистической пропаганде по сути дела нечего противопоставить объективному процессу секуляризации и интернационализации общественной жизни Литвы. Ликвидация классовых корней религии, повышение материального благосостояния и культурного уровня населения, постоянный рост активности масс в строительстве гуманизма обрекают на провал усилия буржуазно-клерикальных эмигрантских кругов.

Литовская буржуазная эмиграция переживает в настоящее время острый кризис. Далеко не все ее группы поддерживают антигуманистические проекты восстановления буржуазного строя в Прибалтике. Более трезво мыслящие люди понимают, что идеология и практика антигуманизма все больше дискредитирует себя. «Когда сегодня мы ведем дискуссию по национальному вопросу, часто имеем перед глазами Литву нашего воображения и воспоминаний, а не Литву, реально существующую у берегов Балтики. Литва Балтики не паша Литва. Она является Литвой людей, поднявших ее из крови и пепла. И что самое странное, поднятую ими Литву мы пытаемся окунуть в свой мир, где имеется больше ненависти, нежели, любви, пустословия, нежели правды, невежества, нежели знания».


Читайка:

Деятельность прогрессивных эмигрантов
Процесс отделения национального от религиозного
Книга о современном атеизме
Критика атеизма в католической религии
В чём сила католической церкви
Социальная сторона христианства
Противопоставление католической церкви атеизму
Как критикуют диалектический материализм
Сотрудничество, направленное против атеизма

На главную

Философия, атеизм, религия:

Содержание
Понятие веры в религиозной философии
Что лежит в основе доказательств существования бога
На чём базируется понятие первопричины
Роль слова в передаче религиозной информации индивиду
Реакционные идеологии в капиталистических странах
Материалистическое мировоззрение против религии
Социальная сторона христианства
Спор о Лукиане
Свидетель и критик раннего христианства
Свободомыслие Джона Толанда
Развитие материи и всей Вселенной
Исторические судьбы английского деизма
Результаты исследований об отношении к религии
Особая часть колеблющихся верующих
Внедрение новых традиций и ритуалов в быт граждан
Атеистическое воспитание учащихся национальной школы
Какой закон действует на всех во Вселенной
Проблемы католицизма и общества

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su