Критика атеизма в католической религии

Издание четырехтомного труда, посвященного атеизму, симптоматично. Давно прошло то время, когда церковь могла замалчивать атеизм или предавать его анафеме. Идеологи церкви не могут игнорировать факт все большей восприимчивости верующих к атеистической критике религии и церкви. Это обстоятельство заставляет руководителей католической церкви искать новые формы борьбы с атеизмом, конфронтировать религию с атеизмом, опираясь на работы католических философов, социологов, придавать наукообразный вид своим выступлениям в защиту религии. Четырехтомное издание папского Салезианского университета является наиболее показательным произведением такого рода литературы.

По замыслу издателей так называемая энциклопедия современного атеизма должна была увенчать эту литературу, синтезировав в ней «наиболее ценное» в критике атеизма. Это фактически сводный труд, в котором атеизм критикуется с позиции католической церкви. Издание отражает современный уровень клерикальной критики атеизма, новые тенденции, проявляющиеся в ней в связи с процессом «аджорнаменто», происходящим в католической церкви после II Ватиканского собора. Ряд глав, написанных Джулио Джирарди и другими идеологами обновленчества, по существу излагают решения II Ватиканского собора, в частности его документ «О церкви в современном мире». Это особенно относится к главам, в которых интерпретируется современный атеизм, его корни и причины роста. Хотя в издании речь идет о различных типах атеизма, однако главным объектом нападок церковников является атеизм.

Четырехтомник «Современный атеизм» занимает важное место в идеологическом арсенале католической церкви. Он используется в качестве учебного пособия в духовных семинариях для изучения атеизма, разумеется в извращенном, фальсифицированном виде в соответствии с требованиями секретариата по делам неверующих, изложенными в записке, опубликованной в ноябре 1970 г.

В издании пропагандируется главным образом точка зрения обновленцев, их подход к феномену атеизма. Наиболее ярко это отражено в главах, написанных главным редактором – одним из экспертов секретариата по делам неверующих – профессором Салезианского университета Джулио Джирарди.

Джирарди выступает против традиционного подхода церкви к атеизму. Он признает определенные ценности в атеизме. Католический эксперт оценивает атеизм как сложное и массовое явление, представляющее собой не только отрицание бога, но и как ответ на проблему человека, его отношения к жизни, истории. Атеизм, пишет Джирарди, проникает во все сферы культуры и жизни: философию, науку, этику, искусство, литературу, историю, политику, право и т. д.

Джирарди также отмечает, что атеизм не случайное явление. Его успехи оп объясняет такими объективными факторами, как быстрое развитие науки и техники, освободительные движения: политические, социальные, экономические. Однако, признав закономерность роста влияния атеизма, он отвергает связь между последним и современным миром, объективную обусловленность, детерминированность атеизма.

Характерно, что Джирарди пишет о правомерности атеистической критики христианства, поскольку она касается искажений, имеющихся в историческом христианстве. Атеизм, по мнению Джирарди, порождается отклонениями от подлинного христианства, его искажением. Оп выступает, таким образом, за христианскую самокритику, дабы тем самым лишить почвы атеизм.

Христианская самокритика имеет целью нейтрализовать критику религии, церкви, ее институтов со стороны атеистов. Авторы католического четырехтомника иногда резко критикуют христианство, отмечая ряд его искажений и ошибок. Они даже признают, что критика религии со стороны атеистов имеет некоторые основания. В частности, не отрицается факт связи между церковью и эксплуататорскими классами, освящение ею социального гнета. Так, профессор теологии католического института в Париже Симон ссылается на утвержденную II Ватиканским собором пастырскую конституцию «О церкви в современном мире», которая признает часть критики атеистов. Собор также признал дистанцию между идеалами христианства и практикой их осуществления, между содержанием евангельского послания и конкретными формами, в которых они воплощаются. В главе «Тупизм и атеизм» утверждается, что угнетатели часто выдавали себя за добрых христиан. Ее автор пишет, что поведение таких христиан создавало впечатление, что христианство является асоциальным учением. Это теперь якобы отпало в связи с крупными энцикликами римских пап.


Читайка:

В чём сила католической церкви
Социальная сторона христианства
Противопоставление католической церкви атеизму
Как критикуют диалектический материализм
Сотрудничество, направленное против атеизма
Отношение некоторых зарубежных авторов к религии
Основные ценности ревизионистов
Спор о Лукиане
Жизнь и взгляды Лукиана

На главную

Философия, атеизм, религия:

Содержание
Понятие веры в религиозной философии
Что лежит в основе доказательств существования бога
На чём базируется понятие первопричины
Роль слова в передаче религиозной информации индивиду
Реакционные идеологии в капиталистических странах
Материалистическое мировоззрение против религии
Социальная сторона христианства
Спор о Лукиане
Свидетель и критик раннего христианства
Свободомыслие Джона Толанда
Развитие материи и всей Вселенной
Исторические судьбы английского деизма
Результаты исследований об отношении к религии
Особая часть колеблющихся верующих
Внедрение новых традиций и ритуалов в быт граждан
Атеистическое воспитание учащихся национальной школы
Какой закон действует на всех во Вселенной
Проблемы католицизма и общества

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su