Каковы доказательства бытия бога

Как Аквинат, так и его последователи понимали, что бог но является и не может быть предметом непосредственного чувственного восприятия. Он не доступен ни одному из пяти органов чувств уже потому, что органы эти материальны и восприимчивы лишь к материальным воздействиям. «Все мы согласны в том, – заявляет полномочный представитель современного томизма, – что бог не есть эмпирически наблюдаемый факт». Бог «недоступен» любому чувственному опыту», подтверждает Ван Стеенберген.

Вместе с тем «бог» не является врожденной идеей, априорно присущей человеческому разуму. «Не может быть и речи о доказательстве его бытия на основе априорного знания его сущности», – как это делает онтологическое доказательство, забывающее об ограниченности человеческого разума. «Многочисленные рациональные доказательства философского типа равным образом несостоятельны и, стало быть, не могут быть сохранены». Убеждение в бытии бога не является интуитивным ни в смысле чувственной, ни в смысле интеллектуальной интуиции: оно требует доказательства. «Я докажу, – писал Кант о доказательствах бытия бога, – что разум ничего не может достигнуть ни на одном (эмпирическом), ни на другом (трансцендентальном) пути...»

Таким образом, это доказательство не может быть ни чисто эмпирическим, ни чисто рациональным, спекулятивным, основанным на не требующей доказательства аксиоме «тоге geometrico». Божественные совершенство и бесконечность не могут быть «замкнуты в рамки наших концептуальных категорий». Бытие бога требует апостериорного доказательства. Лишь в конечном результате такого доказательства «мы можем прийти к заключению о существовании бесконечного, трансцендентного бытия...». Коль скоро бог не явление, «следует доказать, что он существует».

Такое доказательство представляет собой, по мнению томистов, сочетание эмпирического и логического элементов. «Сила такого доказательства не основывается ни на формальной строгости силлогизма, ни на констатации факта», а на их синтезе: опыт служит отправным пунктом, трамплином, а логическая процедура – опосредствующей вывод операцией. Разум «напрасно расправляет свои крылья, чтобы одной лишь силой спекуляции выйти за пределы чувственно воспринимаемого мира», – писал по этому поводу Кант.

Впрочем, опытный «трамплин» толкуется при этом весьма расширительно. Эмпирические «факты» включают чудеса, явно несовместимые с самодеятельными законами природы и потому якобы устремляющие опыт за его естественные границы. А разве поражающие человека чудотворные явления не есть не вымыслы, а факты исторического опыта человечества? И хотя Ван Стеенберген признает неубедительным аргумент от «всеобщего согласия» многочисленных поколений человечества в бытии бога, чудотворные явления и библийские мифы остаются для него надежным содержанием исторического опыта, и он с негодованием приводит французскую поговорку, согласно которой история религии, рассматриваемая под этим углом зрения, является «историей вздора».

Синтетическим выражением всех томистских доказательств бытия бога, основанных на сочетании эмпирического и логического элементов, является принцип аналогии – analogia entis – восходящий от известного к неизвестному, от опытного к сверхопытному, от зримого и осязаемого к трансцендентному, от посюстороннего к потустороннему, от мира к богу. Лежащий в его основе тезис был сформулирован и освящен еще IV Лютеранским собором в 1215 г.: между творцом и творением не может быть обнаружено такое сходство, сколь великое различие обнаруживается между ними.

Приведенная формула ограждает аналогический метод от вульгарного антропоморфизма. Из того не подлежащего дискуссии, неоспоримого «факта», что бог создал человека по своему образу и подобию, никоим образом не следует уподоблять бога человеку. К тому же библейское свидетельство непригодно для доказательства бытия бога, так как оно предполагает его бытие.

Аналогический метод, пронизывающий все пять томистских доказательств, если не более убедителен, то во всяком случае является гораздо более изощренным. Метод «аналогии сущего» заключается в том, что размышление обо всем, что доступно человеческому опыту, неукоснительно приводит к убеждению в существовании сверхопытного. Физика, озаренная метафизикой, устремляет к теологии. Лучи разума сквозь оболочку эмпирически данного проникают в сверхразумное, через призму естественного – в сверхъестественное. Бытие мира служит схоластическим проводником в бытие бога. Познанное бытие доказывает бытие непознанного.


Читайка:

Методы доказательства существования бога
Дискуссии о познании бога и бытия
Что лежит в основе доказательств существования бога
Почему бытие неотделимо от движения
Размышления над принципом движения
Неутомимые поиски первопричины
На чём базируется понятие первопричины
На чём основан принцип причинности
Принцип необходимости и его сущность

На главную

Философия, атеизм, религия:

Содержание
Понятие веры в религиозной философии
Что лежит в основе доказательств существования бога
На чём базируется понятие первопричины
Роль слова в передаче религиозной информации индивиду
Реакционные идеологии в капиталистических странах
Материалистическое мировоззрение против религии
Социальная сторона христианства
Спор о Лукиане
Свидетель и критик раннего христианства
Свободомыслие Джона Толанда
Развитие материи и всей Вселенной
Исторические судьбы английского деизма
Результаты исследований об отношении к религии
Особая часть колеблющихся верующих
Внедрение новых традиций и ритуалов в быт граждан
Атеистическое воспитание учащихся национальной школы
Какой закон действует на всех во Вселенной
Проблемы католицизма и общества

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su