Каковы были социальные воззрения Лукиана?

Его проповедь воздержания и предпочтения бедности полной забот и тревог жизни богатых («мениппейские» диалоги, «Переписка с Кроном») – «плохой исходный пункт для социального критика». По существу Лукиан не находит реальных путей разрешения социальных противоречий своего общества, которые он отразил весьма отчетливо. Отсюда горечь раздумий, подчеркивание бренности и преходящего характера человеческой жизни с ее радостями и бедами – идеи пессимизма, общие для эпохи кризиса и разложения общества. Отрицая телеологию и фатализм («Зевс уличаемый»), Лукиан остался идеалистом в своих социальных воззрениях; жизнь людей кажется ему нагромождением бессмысленных действий, руководимых только страстями, невежеством и обманом («Харон, или Наблюдатели»). Он мечтает о том, чтобы жизнь подчинить разуму, но разумных он видит слишком мало («Харон, или Наблюдатели», 21; «Александр, или Лжепророк», 45; «Любитель лжи, или Невер», 39).

И все же вряд ли можно согласиться, что Лукиан смотрел на мир глазами рабовладельца. Лукиан – представитель демократической культуры, идеолог главным образом свободных бедняков, особенно бедной интеллигенции, выходцем из которой является сам, а также трудового народа. Он живо откликался на социальное зло, а его сатиры, в частности «мениппейские», были направлены против богачей. Лукиан считал «бессмысленнейшим» порядок, в котором одни богатеют без меры, а другие погибают от голода, он мечтал о прекрасном государстве свободных и равных людей, хотя и не видел возможных путей к нему. В социальных вопросах Лукиан подвергал резкой, иногда беспощадной критике существующие порядки, призывал к человеческому достоинству. Этот призыв звучал у него вместе с ненавистью к рабству и унижению. Даже его проповедь скромной жизни связана с чувством гордости независимого труженика в противоположность пирующим охотникам до наследства, сильным мира сего (классический образ сапожника Микилла в «Разговорах в царстве мертвых»). Враждебен ли Лукиан рабам? Он не исключает их из своих утопий, говоря о тружениках, нигде не разделяет свободных и рабов. Он метко высмеивал стоический взгляд на рабство, т. е. примирение с положением раба. Лукиан не был врагом философов из народа или из рабов, как это обычно считают на основе диалога «Беглецы». Он был почитателем бывшего раба Мениппа, сына рабыни – Антисфена, Диогена из Синопы, проданного в рабство, уважал философа из рабов – Эпиктета, и раба-поэта Эзопа, наконец, подчеркивал, что он сам – выходец из бедной семьи, добился собственным трудом образования. Именно в «Беглецах» он говорит и об уважении простого народа к философии. Но он резко осуждал тех бывших рабов, вольноотпущенников, ремесленников, которые нечестным путем добились богатства и стали жаднее и развратнее рабовладельцев («Тимон», «Как следует писать историю», «Учитель красноречия»), а также беглецов от производительного труда, которые выступали под ложной личиной философии ради подачек и выгод («Беглецы»). На самом деле, в действиях киников, как их описал Лукиан, заключался социальный протест, которого он не увидел. Но в основной оценке он был прав. Бегство от производительного труда и паразитический образ жизни «беглецов», которые позже выльются в христианское монашество, являлось тормозом классовой борьбы и часто кончалось, как подметил Лукиан, переходом па сторону господствующего класса. Оно деклассировало производителей, превращая их в люмпен. Такова и была, видимо, социальная база того выродившегося кинизма, который Лукиан описывает в «Беглецах» и «Рыбаке».

Лукиан ненавидел и презирал рабство. Он считал, что оно портит человека, унижает его, делает невеждой. И таким же рабством он считал униженное положение себе подобных представителей интеллигенции, философов и ораторов, состоящих на жалованье у богатых вельмож, вынужденных быть шутами и терпеть оскорбления за жалкие подачки («О состоящих на жаловании»). Осуждая примирение с таким рабством, обличая паразитизм, подхалимство, Лукиан выступал как идеолог народа. Если господствующая мораль ставила любого свободного выше раба, Лукиан презирал тунеядцев из любого сословия и уважал труд и достоинство человека.

Очень скоро, однако, жизнь посмеялась над Лукианом и столкнула с собственными принципами. Еще около и после 180 г. были написаны прекрасные атеистические произведения «Любитель лжи» и «Александр», где ничто не свидетельствовало о несчастиях автора. Между тем его материальное положение стало ухудшаться. Философия и литературная деятельность не приносили ему тех материальных благ, которые когда-то давала ему риторика. И для того чтобы не оказаться в унизительном услужении у какого-либо вельможи, Лукиан решил пойти на государственную службу, считая это меньшим злом («Апология»). Ему помогли, видимо, старые друзья. Лукиан получил высокую прокураторскую должность «архистатора» при префекте Египта в Александрии. Но карьера судьи не оправдала его надежд, наоборот, она сковала его творчество рамками условностей и отняла свободу мысли. Если он мечтал помочь своим землякам, то и этого он не сделал. Вскоре Лукиан покинул этот пост.

В конце жизни Лукиан, лишенный средств, подверженный нападкам осмеянных когда-то противников, вынужден вновь вернуться к постылому ремеслу странствующего софиста. Его поздние произведения («Геракл», «О Вакхе», «Об ошибке в приветствии») написаны в духе модной риторики и не отражают глубоких проблем: блеск лукианского таланта угас. Дата его смерти неизвестна.


Читайка:

Свидетель и критик раннего христианства
Как описывает Лукиан жизнь ранних христиан
Как относился Лукиан к личности Христа?
Собственное отношение к религии у Лукиана
Кто такие эти перцы – деисты-материалисты?
Свободомыслие Джона Толанда
Представления о бессмертии души в христианстве
Представление о бессмертии души у Толанда
Развитие материи и всей Вселенной

На главную

Философия, атеизм, религия:

Содержание
Понятие веры в религиозной философии
Что лежит в основе доказательств существования бога
На чём базируется понятие первопричины
Роль слова в передаче религиозной информации индивиду
Реакционные идеологии в капиталистических странах
Материалистическое мировоззрение против религии
Социальная сторона христианства
Спор о Лукиане
Свидетель и критик раннего христианства
Свободомыслие Джона Толанда
Развитие материи и всей Вселенной
Исторические судьбы английского деизма
Результаты исследований об отношении к религии
Особая часть колеблющихся верующих
Внедрение новых традиций и ритуалов в быт граждан
Атеистическое воспитание учащихся национальной школы
Какой закон действует на всех во Вселенной
Проблемы католицизма и общества

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su