Какой закон действует на всех во Вселенной

Постоянная причина бытия ведет к действию, а это уже является привязанностью. Таким образом, если бог рассматривается без какой-либо привязанности, то невозможно представить, что он занимается какой-либо деятельностью, даже в форме морального надзора. Теисты, которые видят бога в виде правителя мира, вынуждены допустить, что бог действует под принуждением привязанности. Но это лишает бога его неотъемлемого качества – вечной свободы.

Но теисты могут утверждать, что различные качества не ограничивают бога, поскольку они, заключенные в вечном боге, являются вечными. Желания, интеллект, заключенные в боге, вечны, потому что вечен сам бог. Санкхья-сутра считает подобное заявление абсурдным, так как свойство качества не изменяется с изменением его основания, точно так же как огонь остается огнем, хотя топливо и меняется. Санкхья доказывает, что теистическая концепция бога связана с неразрешимыми противоречиями и ни один признанный источник достоверного знания не подтверждает существование бога. «Он (бог) не доказан вследствие отсутствия какого-либо достоверного знания (устанавливающего его существование)» (Санкхья-карика, Санкхья-сутра).

В Санкхья-карике и Санкхья-сутре источниками достоверного знания считаются восприятие, умозаключение и надежное свидетельство. С точки зрения санкхьи серьезным доказательством того, что бога нет, является то, что ни восприятие, ни заключение не подтверждают его существование. «Не существует доказательства (бога), выводимого путем заключения, потому что существует необходимость (универсального) отношения (связи)» (Санкхья-сутра).

Д. П. Чаттопадхьяя ставит вопрос и об элементах атеизма, содержащихся в некоторых направлениях буддизма. Здесь он отдает определенную дань модным в Индии теориям и называет главу «Атеизм Будды», хотя все содержание показывает, что автор имеет в виду не всю систему, а взгляды некоторых буддийских философов. Исследованию их идей и посвящена данная глава. Прежде всего в книге отмечается, что санкхья оказала большое влияние на формирование взглядов ранней буддийской философии.

Некоторые мысли, высказываемые автором в этой главе, являются, на наш взгляд, дискуссионными. Он пишет: «Буддизм как философская система далек от идеи верховного существа или бога в западном смысле этого слова. Одним из оснований для такого отрицания, а оно существует и в философии санкхьи, является ненужность признания какого-либо морального правителя мира, поскольку признается, что человеческие действия производят результаты благодаря имманентной им способности... Концепция о том, что человеческие действия производят результат благодаря причинам, заключающимся в них самих, является одним из главных положений индийского атеизма». Здесь следует возразить индийскому философу, что и буддизм и индуизм признают закон кармы – закон воздаяния, возмездия. Отличительная особенность буддийской философии заключается не в принятии или не принятии бога, а в проблеме теодицеи, которая решается в Индии по сравнению с Западом более тонко и спекулятивно.

Одним из наиболее важных вопросов каждой религиозной философской школы является вопрос оправдания существования зла, страдания, а также ответственности личности. Факты необъятного зла и неисчислимых страданий являются серьезным возражением против «благости» творца. Буддийская философия учит, что якобы существующий в мире закон кармы – иллюзорный закон причинно-следственной связи – объясняет существование зла и несправедливости в мире. В результате закон кармы может объяснять свободу действий человека (правда, религиозные философы часто весьма жестко их детерминируют) и таким образом несколько ограничивать всемогущество бога, но не отрицать его существования.

Вместе с тем индийский пацифист приводит интересные аргументы ранних буддийских философов, направленные против существования бога. Ашвагхоша писал: «Если бы мир был произведен Ишвара (богом. – Ю. П.), то не должно быть ни изменения, ни уничтожения, не должно быть таких вещей, как печаль и бедствие, правда и неправда... Если печаль и радость, любовь и ненависть, которые заключаются во всех сознательных существах, являются творением бога, то он сам должен быть полон почали и радости, любви и ненависти, а если это так, то как он может быть совершенным? Если бог творец, он действует с какой-то или без какой-либо цели. Если он действует с целью, то он не может быть совершенным, потому что цель предусматривает удовлетворение желания. Если он действует без цели, то он уподобляется лунатику или грудному ребенку».


Читайка:

Что утверждают неверующие в бога
Что можно предложить в качестве знания
Основные положения мимансаки
Рассуждения о творении добра и зла
Объяснения создания мира и всего сущего
Философская мысль в познании бога
Проблемы католицизма и общества
Наличие национального фактора в религии
Исследование положения религии и её места в жизни людей

На главную

Философия, атеизм, религия:

Содержание
Понятие веры в религиозной философии
Что лежит в основе доказательств существования бога
На чём базируется понятие первопричины
Роль слова в передаче религиозной информации индивиду
Реакционные идеологии в капиталистических странах
Материалистическое мировоззрение против религии
Социальная сторона христианства
Спор о Лукиане
Свидетель и критик раннего христианства
Свободомыслие Джона Толанда
Развитие материи и всей Вселенной
Исторические судьбы английского деизма
Результаты исследований об отношении к религии
Особая часть колеблющихся верующих
Внедрение новых традиций и ритуалов в быт граждан
Атеистическое воспитание учащихся национальной школы
Какой закон действует на всех во Вселенной
Проблемы католицизма и общества

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su