Как относился Лукиан к личности Христа?

С тонкой насмешкой он называл его «распятым софистом». Слово «софистес» сохранило еще с V в. до н. э. и с более раннего времени кроме других более поздних наслоений значение «мудрец», оно означало также профессию. У Лукиана оно встречается как в отрицательном смысле («Беглецы», «Дважды обвиненный» и др.), так и в положительном («Учитель красноречия», «Токсарид» и особенно «Прометей»), Там же, где в качестве презрительной клички оно вложено в уста Зевса или Мома («Зевс уличаемый», «Зевс-трагик»), у Лукиана оно даже оборачивается похвалой. В «Перегрине», «софистес», видимо, имеет распространенное значение искусного оратора, который может убедить во всем: и в правде, и в неправде. Христианское же учение Лукиан считает «чудным», «странным».

Что касается Перегрина, то Лукиан действительно уничтожает его смехом. На остроту сатиры, несомненно, оказало влияние также возникновение местного культа Перегрина и оракула около его статуи, о чем Лукиан говорит в форме предвидения в «Перегрине». Но так же, только более едко, Лукиан высмеял языческого «пророка» Александра и с убийственной иронией отозвался об Аполлонии Тианском. Он насмехался и над лжефилософами всех философских направлений, которые под Личиной мудрости и пренебрежения к мирским благам прятали суеверие, корыстолюбие и низменные страсти. Что касается массы крестьян, то в приведенной сцене из «Александра» Лукиан становится на их сторону. В целом по отношению к христианам Лукиан суровый и насмешливый, но беспристрастный критик, чего нельзя сказать о его ученых противниках.

Отмечая как главные характерные черты христианства веру в бессмертие души и социальное учение, Лукиан довольно ясно выразил собственные взгляды по этим вопросам. «Эти несчастные, – писал он, – уверили себя, что они станут бессмертными и будут жить вечно; вследствие этого христиане презирают смерть...» Здесь четко выражена позиция автора: бессмертия души нет. Это уже атеизм. Скупые строки «Перегрина» опровергают домыслы тех, кто считал, что якобы диалоги Лукиана, посвященные «царству мертвых», отражали в какой-то мере веру автора в загробную жизнь. «Царство мертвых», так же как «царство богов» у. Лукиана, – комедийные образы, сатира на различные верования, на людей. Они были иллюстрацией этических, а иногда и социальных взглядов автора и говорили о том, что жизнь богатых и вельмож, могущественных завоевателей и гордых красавцев не вечна; смерть уравнивает всех, и только тот, кто оставил добрую память на земле и «жил прекрасно» и кто не привязан слепо к богатству, красоте и славе, счастлив, ибо он не боится смерти. В «Правдивой истории», блестящей сатире на фантастические описания путешествий, также высмеиваются взгляды язычества на существование царства умерших, как в «Перегрине» соответствующее учение христиан. И наконец, в произведении «О скорби» отрицание личного бессмертия обстоятельно и метко обосновано. Это был взгляд кинизма Антисфена и Диогена, а также взгляд эпикуреизма.

Представляет интерес критика Лукианом социальных воззрений христиан. Его возмущает не их стремление к равенству, которое он понимает, а наивность и иллюзорность убеждения, что «они братья друг другу, после того как отрекутся от эллинских богов и станут поклоняться своему распятому софисту и жить по его законам» Лукиан относится к этому скептически и считает, что никакая религия не делает людей братьями. Что касается того, что христиане презирают (имущество) всех в равной степени и считают его общим, то, по его мнению, такое учение принято «без всяких точных доказательств», а поэтому приводит к тому, что ловкий обманщик наживается за счет простаков. Здесь нет ни следа реакционных взглядов Цицерона или Панэция о полезности обмана для простых людей, наоборот, всякий обман народа вызывает гнев и возмущение Лукиана. Он не боится атеизма масс, а ищет и находит поддержку в городах, где распространен эпикуреизм – самая атеистическая философия древности, это, по его словам, Амастрий на Цонте и Гераклеа.


Читайка:

Собственное отношение к религии у Лукиана
Кто такие эти перцы – деисты-материалисты?
Свободомыслие Джона Толанда
Представления о бессмертии души в христианстве
Представление о бессмертии души у Толанда
Развитие материи и всей Вселенной
Особенности взглядов пантеистов
Почему нужно скрывать свои истинные взгляды вольнодумцу
Свободомыслие Антони Коллинза

На главную

Философия, атеизм, религия:

Содержание
Понятие веры в религиозной философии
Что лежит в основе доказательств существования бога
На чём базируется понятие первопричины
Роль слова в передаче религиозной информации индивиду
Реакционные идеологии в капиталистических странах
Материалистическое мировоззрение против религии
Социальная сторона христианства
Спор о Лукиане
Свидетель и критик раннего христианства
Свободомыслие Джона Толанда
Развитие материи и всей Вселенной
Исторические судьбы английского деизма
Результаты исследований об отношении к религии
Особая часть колеблющихся верующих
Внедрение новых традиций и ритуалов в быт граждан
Атеистическое воспитание учащихся национальной школы
Какой закон действует на всех во Вселенной
Проблемы католицизма и общества

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su