Как описывает Лукиан жизнь ранних христиан

Некоторые детали описания Лукиана верно отражают и социальную структуру христианских общин. В основном это социальные низы, старики, вдовы, дети-сироты. Во всех раннехристианских источниках говорится, что вдовы и сироты требуют помощи и внимания, в частности и у Поликарпа и в Посланиях Игнатия, а по сообщению Евсевия, на иждивении римской общины было 1500 вдов и нуждающихся. Цельс говорит о христианах, что они «грубые мужланы и распространяют свое учение только среди детей и каких-либо глупых женщин». Но наряду с ними у Лукиана встречаются и имущие. Верно отражена солидарность, которая, несмотря на разногласия, была присуща раннехристианским общинам, как представителям новой организации и отчасти новой идеологии перед лицом старого рабовладельческого мира.

Все это свидетельство того, что Лукиан почерпнул приводимые сведения от христиан. Но знал ли он христианскую литературу? Утверждать это трудно. Если бы он читал ее, вероятно, написал бы о христианах значительно больше. У образованных язычников – греков и римлян – его времени и позже, воспитанных на лучших образцах античной литературы, иудейские и христианские книги считались варварскими по форме, скучными и бессмысленными. Так, Иероним признавал, что, когда он долго читал Плавта, он находил древнееврейских пророков невыносимыми (Письма, XXII, 30). Цельс, а позже Юлиан и другие были исключениями. Аттикист Лукиан вряд ли мог интересоваться этой литературой, тем более что христиане не представляли для него больше, чем одно из многочисленных религиозных объединений.

Интересны упоминания Лукиана о Христе. Опираясь на христианскую версию, он считал его реальным лицом. Однако очеловечение образа Христа («великий человек», «распятый софист», «первый законодатель»), если оно не было полностью лукиановской интерпретацией, имеет сходство с учением иудео-христиан и некоторых гностических сект. С другой стороны, ряд деталей его описания (стремление к мученичеству у христиан, подчеркивание братства, большое значение пророка) дало повод некоторым исследователям предположить, что Лукиан изобразил общину монтанистов. Но во время Лукиана «ереси» не выделились; Лукиан мог встречаться с иудео-христианами в Сирии, с монтанистами и гностиками в Малой Азии, особенно в Вифинии – Понте. Его описание христианской общины не документальное историческое описание конкретной общины, в которой подвизался Перегрин, а собирательный художественный образ, где в основном исторически верно отражены типичные черты многих раннехристианских общин того времени.

В творчестве Лукиана отражены, как в зеркале, психология, идеология и настроения эпохи надвигавшегося кризиса рабовладельческого общества, временно задержанного установлением Империи, периода распространения христианства. Беспросветная жизнь, политическое бесправие, национальные поражения поднимали волну богоискательства, мистицизма, эсхатологических и антропических учений и различных суеверий. Эта волна захлестывала всех, даже ученейших мужей того времени, которыми были представители господствующей идеалистической философии. Все меньше оставалось последователей линии Демокрита – Эпикура в философии. Правда, именно Лукиан свидетельствует, что были целые города, в которых преобладали сторонники эпикурейского учения. Некоторые надгробия того времени содержали эпикурейские мысли. В стихотворных надгробиях Боспорского корпуса того времени и даже более позднего, как правило, не упоминается о загробной жизни. Их авторы хотели лишь увековечить имена близких в памятниках.

Однако эпикурейское спокойствие духа было невозможно в той огромной каторжной тюрьме, которая именовалась Римской империей. Если эпикурейская философия боролась против страха смерти убеждением, то правящий класс насаждал его террором и казнями восставших подданных и рабов. В этом мире эпикурейство уже не могло отражать настроения масс, которые стали искать освобождения в мистике. А. Робертсон, повторяя известные слова Эншлена: «Христос победил потому, что потерпел поражение Спартак», продолжает: «Павел победил потому, что потерпел поражение Эпикур».

Лукиан отразил весь этот период комически, но ему грустно. Он сознавал поражение разума, против которого был бессилен. «Богам Греции, которые были уже раз – в трагической форме – смертельно ранены в «Прикованном Прометее» Эсхила, пришлось еще раз – в комической форме – умереть в «Беседах» Лукиана». Но на смену не пришло духовное освобождение, а надвигалось новое духовное иго. Творчество Лукиана, отражая борьбу идейных течений и некритическую смесь «грубейших суеверий самых различных народов», составившую питательную почву для распространения христианства, освещало проницательным взглядом сатирика его идеологические предпосылки.

Как относился Лукиан к христианам, какова его философская оценка их взглядов?

Лукиан вопреки утверждениям многих злобных критиков не был врагом христиан. Он иронизировал, но выражал им скорее сочувствие по поводу их легковерия, которое сделало их жертвой обманщика. Более того, отмечая, что христиане – это люди из простого народа, «старухи, вдовы и дети», Лукиан именно поэтому щадил их в своей сатире, так же как он оправдывал толпу, которая поверила Александру. В «Александре» же он отмечал, что на представление лжепророка «сбежался почти весь город, с женщинами, стариками и детьми», и показал всю механику «чуда», простую, но настолько хитро обставленную, «что следовало быть Демокритом, или самим Эпикуром, или Метродором, или другим философом с достаточно твердым разумом, чтобы не поверить всему этому и сообразить, в чем дело». Поэтому, пишет Лукиан, «нужно простить... людям необразованным, что они были обмануты...»


Читайка:

Как относился Лукиан к личности Христа?
Собственное отношение к религии у Лукиана
Кто такие эти перцы – деисты-материалисты?
Свободомыслие Джона Толанда
Представления о бессмертии души в христианстве
Представление о бессмертии души у Толанда
Развитие материи и всей Вселенной
Особенности взглядов пантеистов
Почему нужно скрывать свои истинные взгляды вольнодумцу

На главную

Философия, атеизм, религия:

Содержание
Понятие веры в религиозной философии
Что лежит в основе доказательств существования бога
На чём базируется понятие первопричины
Роль слова в передаче религиозной информации индивиду
Реакционные идеологии в капиталистических странах
Материалистическое мировоззрение против религии
Социальная сторона христианства
Спор о Лукиане
Свидетель и критик раннего христианства
Свободомыслие Джона Толанда
Развитие материи и всей Вселенной
Исторические судьбы английского деизма
Результаты исследований об отношении к религии
Особая часть колеблющихся верующих
Внедрение новых традиций и ритуалов в быт граждан
Атеистическое воспитание учащихся национальной школы
Какой закон действует на всех во Вселенной
Проблемы католицизма и общества

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su