Исторические судьбы английского деизма

Деистический материализм Толанда и Коллинза оказал большое влияние на развитие философии и свободомыслия как в Англии, так и за ее пределами. Среди английских мыслителей, испытавших непосредственное влияние деистов-материалистов, следует назвать Д. Гартли и Д. Пристли.

Д. Гартли вошел в историю философии и психологии благодаря своему труду «Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях» (1749). С позиций философского материализма и опираясь на данные современной ему анатомии и физиологии, он разработал теорию вибраций и ассоциации идей, призванную объяснить механизм физической и психической деятельности человека.

Смысл теории вибраций состоял в распространении принципа механической причинности на жизнедеятельность человека. Каждый психический процесс вызывается, согласно Гартли, физическими факторами – колебаниями частиц нервного и мозгового вещества. Принцип ассоциации идей позволял распространить детерминистский подход к самым сложным проявлениям человеческой психики – «к познанию, эмоциям, памяти и воображению».

Несмотря на то что материалистическое учение Гартли носило механистический характер, оно было для того времени плодотворно и оказало значительное влияние на дальнейшее развитие философской и психологической мысли.

Иной оценки заслуживают взгляды Гартли на религию. Хотя своим учением он объективно способствовал преодолению религиозно-идеалистических представлений о человеке, над ним самим тяготели теологические воззрения. Во второй части книги Гартли выступил по существу не как ученый-материалист, а как богослов, поставивший перед собой задачу обосновать истинность христианского вероучения. Он пространно рассуждал о бытии и атрибутах бога, о его справедливости, милосердии, доброте и прочих «моральных совершенствах»

Противоречив был в своих взглядах на религию и младший современник Гартли – Д. Пристли. Он известен как крупный ученый-естествоиспытатель и философ-материалист, сделавший ряд важных открытий (ему принадлежит, в частности, открытие кислорода), неутомимо боровшийся с идеализмом в понимании природы и человека. Пристли активно участвовал в политической жизни, выступал как демократ и республиканец, безоговорочно встал на сторону американской и французской революций XVIII в.

Д. Пристли боролся с религиозными суевериями, фанатизмом и нетерпимостью, критиковал ортодоксальную религию и церковь. В своем основном философском труде «Исследования о материи и духе» (1777) он дал материалистическое истолкование психофизической проблемы, подвергнув острой критике религиозно-идеалистические представления о душе. Человек материален – вот тезис, который обосновывал Пристли в своем произведении. В человеке нет двух самостоятельных начал – материи и духа. Психические процессы, сознание являются, согласно Пристли, функцией нервной системы и мозга. «...Без телесных органов, нервов и мозга мы не можем иметь ни ощущений, ни идей», – подчеркивал он.

Но есть и другая сторона деятельности Пристли, без; учета которой невозможно понять специфику его мировоззрения, поиски и заблуждения в вопросах религии. Получив духовное воспитание и образование, Пристли в течение многих лет был диссидентским проповедником, приверженцем унитаризма, являвшимся одним из радикальных течений в протестантизме. Это наложило отпечаток на взгляды Пристли. Материалистическое учение о человеке он пытался примирить с религиозными догмами о воскресении из мертвых, страшном суде, вторичном пришествии Христа. Он даже развил своеобразную концепцию, направленную на доказательство того, что «система материализма» вполне согласуется с христианством в том виде, как его интерпретировали унитарии.

Но это не помогло Пристли избежать преследований церковников. Для английского духовенства он был не нонконформист,. раскольник, а материалист-безбожник. Не могли простить Пристли его идейные противники и того, что он придерживался передовых политических убеждений. В 1791 г. подстрекаемая реакционерами толпа разгромила дом и лабораторию Пристли в Бирмингеме. Оп вынужден был переехать в Лондон, а затем вообще покинуть Англию. Пристли эмигрировал в США, где и закончил свою жизнь.

За пределами Англии влияние английского деизма вообще и деистической формы материализма в частности прослеживается в философии европейского и американского просвещения.

Во Франции под влиянием английских деистов находились такие мыслители, как Вольтер, Руссо и Монтескье.

Вольтер (1694 – 1778) одним из первых французских философов познакомился с сочинениями Толанда, Коллинза и других деистов, стал пропагандировать их взгляды. В своих произведениях Вольтер отстаивал и развивал деистическую форму материализма, хотя и допускал колебания в понимании отдельных философских проблем в сторону идеализма. Кроме того, деизм Вольтера имел ярко выраженную социальную подоплеку. Вера в «высшее существо», в бога является, по его мнению, основой нравственности. Для народных же масс религия должна быть уздой, сдерживающей «чернь», как выражался Вольтер, от посягательств на собственность и интересы имущих классов. Отсюда родилось знаменитое изречение Вольтера: «Если бы бога не было, его следовало бы выдумать».

Деистом был и современник Вольтера, известный философ-просветитель Ж. –Ж. Руссо (1712 – 1778). Колебания Руссо между материалистической и идеалистической формами деизма были еще большими, чем у Вольтера. Руссо признавал, в частности, существование нематериальной

бессмертной души, пытался создать «гражданскую религию», которую противопоставлял христианству, с одной стороны, и атеизму – с другой. В отличие от Вольтера, считавшего деизм религией разума, Руссо отдавал предпочтение эмоциональной стороне веры в бога. В этом отношении он был близок Шефтсбери и тем английским деистам, которые исходили из врожденности нравственных чувств и видели в них основу «естественной религии».

К этическому деизму тяготел и представитель старшего поколения французских просветителей – Монтескье (1689 – 1755). По его мнению, идея бога вытекает из существования нравственности. Однако бог, по Монтескье, – это безличное верховное существо, сообщившее движение материи и установившее законы природы, которые не могут быть изменены или нарушены даже богом. «Непрерывное существование мира, – писал Монтескье, – образованного движением материи и лишенного разума, приводит к заключению, что все его движения совершаются по неизменным законам... Было бы нелепо думать, что творец мог бы управлять миром и помимо этих правил, так как без них не было бы и самого мира» Здесь обнаруживается деистическая концепция бога и мира, которую развивали английские деисты-материалисты. Как деист, Монтескье выступал против религиозного учения о предопределении и промысле божьем, отвергал чудеса, критиковал суеверия и предрассудки, призывал к веротерпимости.


Читайка:

Влияние английского деизма на американское просвещение
Материализм в философии Просвещения
Современные религиозные мировоззрения
Результаты исследований об отношении к религии
Результаты обследованных семей в различных категориях
Уровень религиозности в различных типах семей
Что формирует религиозную направленность в семье
Внутрисемейные отношения и религиозность
Воспитание религиозных отношений в современной семье

На главную

Философия, атеизм, религия:

Содержание
Понятие веры в религиозной философии
Что лежит в основе доказательств существования бога
На чём базируется понятие первопричины
Роль слова в передаче религиозной информации индивиду
Реакционные идеологии в капиталистических странах
Материалистическое мировоззрение против религии
Социальная сторона христианства
Спор о Лукиане
Свидетель и критик раннего христианства
Свободомыслие Джона Толанда
Развитие материи и всей Вселенной
Исторические судьбы английского деизма
Результаты исследований об отношении к религии
Особая часть колеблющихся верующих
Внедрение новых традиций и ритуалов в быт граждан
Атеистическое воспитание учащихся национальной школы
Какой закон действует на всех во Вселенной
Проблемы католицизма и общества

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su