Исследование положения религии и её места в жизни людей

В 1962 г. сектором исторического материализма Института философии Болгарской Академии наук было проведено социологическое исследование религиозности населения Болгарии. В результате исследования, дополненного рядом фактических документов партийных и государственных органов, коллективом авторов под руководством профессора Ж. Ошавкова была опубликована в 1968 г. монография «Процесс преодоления религии в Болгарии». Этот труд – первое целостное освещение процесса отмирания религиозных пережитков в Болгарии, его факторов и особенностей.

В первой главе «Методология и методика социологических исследований религии в Болгарии», написанной профессором Ж. Ошавковым, рассматриваются различия между социальными и социологическими исследованиями, которые часто смешиваются. Ж. Ошавков показывает, что социальные исследования по объему и назначению являются более общими, чем социологические. В этой связи он определяет исследование религиозности в Болгарии как социологическое, потому что оно берет религию как одну из специфических областей общественной жизни в ее связи с другими компонентами структуры общества.

Далее автор дает определение трех основных компонентов структуры религии: религиозная идеология, религиозная психология и религиозный быт; раскрывает критерии, по которым исследуемые лица квалифицировались как религиозные и нерелигиозные. «Когда мы имеем дело с процессом закономерного преодоления религии, наиболее правильным будет квалифицировать как религиозное всякое лицо, у которого встречаются все или какой-нибудь вид из трех названных компонентов». Автор выделяет три степени религиозности: сильную, среднюю и слабую (пассивную). К первой он относит лиц, убежденных в истинности религиозного вероучения и стремящихся проводить его принципы в жизнь. Люди этой категории отрицательно относятся к атеизму, среди них много фанатично верующих и активно пропагандирующих и распространяющих религиозные взгляды. Ко второй – тех, кто скорее «психологически», чем «идеологически», верят в бога, кто, как правило, не распространяют свои воззрения и терпимо относятся к атеизму. Лица со слабой, пассивной религиозностью характеризуются верой «на всякий случай», бог для них «некоторая сверхъестественная сила», они почти не посещают богослужения.

Большая часть первой главы посвящена методике социологического исследования, обоснованию его представительности, демонстрации использованного аппарата, его организации.

Вторая глава «Особенности религии и атеизма в Болгарии» написана старшим научным сотрудником, кандидатом философских наук Н. Мизовым. Автор использует преимущественно исторические государственные архивные документы, по которым прослеживает проникновение и судьбу разных религий в Болгарии и противопоставляет им атеистические традиции болгарского народа.

В развитии атеизма в Болгарии автор разграничивает два основных этапа: стихийный атеизм и сознательный атеизм. Стихийный атеизм получил выражение в народном творчестве. Но, несмотря на определенную антицерковную направленность этого творчества, оно не всегда является отрицанием бога, а только началом отрицания. В эпоху болгарского возрождения зародились два основных направления в сознательном атеизме: национально-просветительское и революционно-демократическое. С появлением партии болгарского народа во главе с Д. Благоевым появляется и развивается высшая форма сознательного атеизма, который сыграл большую роль в преодолении влияния религии среди трудящихся.


Читайка:

Существование социальных истоков в религии
Анализ проведённых исследований религиозности
Религия как результат общественного сознания
Политика Польши по отношению к религии
Понятие веры в религиозной философии
Может ли осознать бога разум человеческий
Что докажет существование бога
Доказательства существования бога
Каковы доказательства бытия бога

На главную

Философия, атеизм, религия:

Содержание
Понятие веры в религиозной философии
Что лежит в основе доказательств существования бога
На чём базируется понятие первопричины
Роль слова в передаче религиозной информации индивиду
Реакционные идеологии в капиталистических странах
Материалистическое мировоззрение против религии
Социальная сторона христианства
Спор о Лукиане
Свидетель и критик раннего христианства
Свободомыслие Джона Толанда
Развитие материи и всей Вселенной
Исторические судьбы английского деизма
Результаты исследований об отношении к религии
Особая часть колеблющихся верующих
Внедрение новых традиций и ритуалов в быт граждан
Атеистическое воспитание учащихся национальной школы
Какой закон действует на всех во Вселенной
Проблемы католицизма и общества

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su