Философские школы и их развитие

Естественнонаучный материал древности и средневековья не всегда позволял вести критику идеи бога с научных позиций, поэтому часто ее несостоятельность рассматривалась с логической точки зрения. Индийские философы многое сделали для доказательства того, что бог с логической точки зрения является иллюзией. Но, как справедливо отмечает Д. П. Чаттопадхьяя, они не могли добиться полного успеха в силу существования социальных корней религии, которых они еще не могли понять. Глубина логической аргументации против допущения существования бога такова, что она сохраняет свое значение вплоть до настоящего времени.

Прежде чем говорить о различных конкретных направлениях атеистической мысли, Д. П. Чаттопадхьяя показывает, как сложился миф об особой спиритуалистичности индийской философии, и вскрывает смысл понятия «атеизм», используемого в индийской литературе. Говоря об особенностях индийской философии, следует отметить ее постоянное стремление опираться на исходные концепции, ее устойчивость, которую принято называть консерватизмом, и связанный с ней такой важный фактор развития, как сила традиции и развитие философских взглядов только в рамках определенной сложившейся философской школы.

Следуя пацифистскому методу исторического подхода к изучаемым явлениям, Д. П. Чаттопадхьяя выявляет различные слои в индийской философии и показывает, что большинству читателей индийская философия известна лишь в поздних идеалистических, неудачных комментариях, а ее подлинная материалистическая и атеистическая сущность зачастую бывает скрыта.

Далее Д. П. Чаттопадхьяя в связи с имеющимися в настоящее время в индийской философской литературе некоторыми неточностями в использовании термина «атеизм» обращает внимание на неправомерность представления о том, что традиционное деление индийской философии на два направления – ортодоксальное (астика) и неортодоксальное (настика) соответствует, как это часто делается, делению на теистические и атеистические направления, так как критерием этого разделения является признание авторитета Вед. Он считает, что в отличие от европейской в индийской литературе термин «атеизм» не использовался для обозначения различных сектантских направлений. В индийской литературе теизм и атеизм имеют резко очерченные философские позиции. Индийское понятие для обозначения теизма – ишваравада, или доктрина бога. В соответствии с ней допускается существование всеведущего и всемогущего создателя и морального правителя мира. Индийское понятие для обозначения атеизма – ниришваравада, т. е. категорическое отрицание существования бога.

«Объективное рассмотрение философского наследия Индии показывает, что бог в индийской философии занимает ограниченное место. Только две крупнейшие индийские философские школы (веданта и ньяявайшешика) могут рассматриваться как теистические, и даже те с определенными ограничениями. Все другие основные индийские философские школы были атеистическими». К атеистическим индийский мыслитель относит и отдельные направления в буддийской и джайнистской философии, а также черваку (локаяту), пурвамиманса (миманса), санкхья. Сразу же отметим, что Д. П. Чаттопадхьяя говорит об атеистических моментах в отдельных направлениях буддийской и джайнистской философии и нигде не пишет об атеизме в этих религиях, как это делается в популярных книгах по индийской философии. Важная, но существенная поправка. Поскольку у Чаттопадхьяя есть специальная книга, посвященная индийскому материализму, – «История индийского материализма» («Локаята даршана»), он не затрагивает в своей новой работе атеизм этой философии.

Выше уже говорилось о том, что философские взгляды в Индии могли развиваться только в рамках определенных школ. О силе атеистических тенденций в Индии свидетельствует то, что атеистические идеи формулировались подчас даже в рамках теистических направлений. Нельзя согласиться, однако, с тем, что эти школы целиком относятся к атеистическим. Д. П. Чаттопадхьяя не приводит для этого достаточно фактов и аргументов, но совершенно правильно говорит, что в рамках буддийской и джайнистской философии были атеисты.


Читайка:

Истоки индийского атеизма с различных точек зрения
Время для создания философии мира
Почему страдают живые существа
Какой закон действует на всех во Вселенной
Что утверждают неверующие в бога
Что можно предложить в качестве знания
Основные положения мимансаки
Рассуждения о творении добра и зла
Объяснения создания мира и всего сущего

На главную

Философия, атеизм, религия:

Содержание
Понятие веры в религиозной философии
Что лежит в основе доказательств существования бога
На чём базируется понятие первопричины
Роль слова в передаче религиозной информации индивиду
Реакционные идеологии в капиталистических странах
Материалистическое мировоззрение против религии
Социальная сторона христианства
Спор о Лукиане
Свидетель и критик раннего христианства
Свободомыслие Джона Толанда
Развитие материи и всей Вселенной
Исторические судьбы английского деизма
Результаты исследований об отношении к религии
Особая часть колеблющихся верующих
Внедрение новых традиций и ритуалов в быт граждан
Атеистическое воспитание учащихся национальной школы
Какой закон действует на всех во Вселенной
Проблемы католицизма и общества

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su