Деятельность Лукиана в Антиохии

За годы напряженной учебы Лукиан в совершенстве овладел греческим языком и ораторским искусством. Выступления в городах Ионии требовали эрудиции и подготовки. В эти годы Лукиан становится гражданином Греции. Однако он не был «гражданином мира» – космополитом, как утверждали стоики, и никогда не забывал о своей родине – Сирии, в честь которой позже произнес «Похвалу Родине».

Согласно Свиде, его профессиональная деятельность началась именно в Сирии, в Антиохии, с судебного красноречия. Однако его влекло к другому поприщу. Он стал странствующим софистом, одним из выдающихся представителей «второй софистики» – литературного течения, родиной которого была Азия, а центром – Афины.

Лучшие представители «второй софистики» соединили ораторское искусство с писательской деятельностью и пошли в группу ученых, литераторов и ораторов «последнего века процветания античной культуры». В эту группу входил и Лукиан. Правда, не сразу. Он долго странствовал, как другие софисты, посетил Италию и Рим, задержался в Галлии, выступал в Македонии, возможно уже тогда побывал в Египте, но его тянуло в Афины.

Наряду с риторическими произведениями появились первые сатирические диалоги Лукиана «Разговоры богов», «Морские разговоры», «Диалоги гетер». В них он, во-первых, отражал жизнь, во-вторых, своими насмешками над «миром богов» противопоставил себя другим софистам и писателям того времени, как правило религиозно настроенным. Во время нахождения Лукиана в Афинах произошло его «обращение»: переход (далеко не внезапный) от риторики к философии. Он не желает больше блистать только словами даже собирая аплодисменты, восторженные возгласы толпы и деньги. С наступлением акме – расцвета и зрелости ума, которое греки связывают с 40-летним возрастом, т. е. примерно в 160 г., Лукиан стал изучать философию. С этого времени его творчество становится философски насыщенным, социально, и особенно атеистически, заостренным.

В Афинах были четыре философские школы, официально учрежденные Антонином Пием: платоновская, стоическая, перипатетическая и эпикурейская. Лукиан слушал лекции всех этих направлений, и все они в той или иной мере нашли отражение в его творчестве. Кроме официально признанных школ он изучал произведения философов, которые не имели кафедр: киников и скептиков. Произведения Лукиана того периода обнаруживают следы влияния этих школ. Но со временем определяются его собственные философские взгляды. Учеба в 162 г. была прервана длительной поездкой на Восток. Лукиан снова побывал в Антиохии, сопровождая Луция Вера, соправителя императора Марка Аврелия, отправившегося на парфянскую войну.

В связи с этим событием возникает вопрос о политической ориентации Лукиана и его отношении к Риму. Ему ставили в вину как благоволение к императорскому соправителю, так и восхваление его любовницы Пантеи. Лукиан делит императоров и правителей на «злых» и «добрых» («Перегрин») и связывает с последними свои политические надежды. Впрочем, правление Антонина Пия и Марка Аврелия, особенно после Домициана, у многих породило подобные иллюзии. Однако такое отношение к императору не было тождественно отношению Лукиана к Риму и римскому господству. Антимонархические настроения и осуждение римских нравов Лукиан высказал в «Нигрине». Он был далек от воспевания военных подвигов римлян. После парфянской войны в поучительном произведении «Как следует писать историю» он подверг резкой критике лживых официальных историков этой войны. За критикой римской версии событий, происходивших в Армении, Месопотамии, Сирии, вероятно, скрывалось недовольство Лукиана захватнической политикой римлян.


Читайка:

Написание произведений о религии
История Перегрина в изложении Лукиана
Каковы были социальные воззрения Лукиана?
Свидетель и критик раннего христианства
Как описывает Лукиан жизнь ранних христиан
Как относился Лукиан к личности Христа?
Собственное отношение к религии у Лукиана
Кто такие эти перцы – деисты-материалисты?
Свободомыслие Джона Толанда

На главную

Философия, атеизм, религия:

Содержание
Понятие веры в религиозной философии
Что лежит в основе доказательств существования бога
На чём базируется понятие первопричины
Роль слова в передаче религиозной информации индивиду
Реакционные идеологии в капиталистических странах
Материалистическое мировоззрение против религии
Социальная сторона христианства
Спор о Лукиане
Свидетель и критик раннего христианства
Свободомыслие Джона Толанда
Развитие материи и всей Вселенной
Исторические судьбы английского деизма
Результаты исследований об отношении к религии
Особая часть колеблющихся верующих
Внедрение новых традиций и ритуалов в быт граждан
Атеистическое воспитание учащихся национальной школы
Какой закон действует на всех во Вселенной
Проблемы католицизма и общества

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su