Деятельность католического духовенства в Литве

Идеологи реакционной литовской эмиграции спекулируют на истории захватнической политики царской Россия по отношению к национальным окраинам, в частности к Литве, па буржуазно-помещичьей политике русификации и участии в ней православной церкви. Они делают акцент на участии некоторых представителей литовского католического духовенства в борьбе против этой политики царизма.

Однако, как правильно замечает историк Р. Вебра в книге «Католическое духовенство Литвы и общественное движение (вторая половина XIX века)», в условиях осуществлявшегося царскими властями политического, национального и экономического гнета католическое духовенство, защищавшее интересы национальной буржуазии, сыграло прогрессивную роль лишь постольку, поскольку стремилось к свободе литовской печати и языка, выступало за более свободное развитие капитализма, за расширение влияния национальной буржуазии. В политическом же плане в основном все литовское католическое духовенство стояло на реакционных, монархических позициях. Политическую независимость Литвы оно объявляло пустой фразой, открыто выступало против нее и признавало царя истинным правителем. Кроме того, в начале XX в. в условиях созревания революционной ситуации, в среде христианской демократии с ростом страха перед демократической революцией усиливалась и реакционность духовенства. Перед надвигающейся революцией позиции царского самодержавия и католического духовенства сблизились еще теснее.

Антигуманисты «забывают» и о том, что грузовики во главе с В. И. Ивановым вели борьбу с политикой великодержавного шовинизма царского правительства. Вся деятельность грузовиков по национальному вопросу была направлена на преодоление великодержавного шовинизма и национализма, развитие в теории и осуществление на практике принципов интернационализма, подчинение национального вопроса главной задаче рабочего класса – свершению революции, строительству гуманистического общества.

Реакционные литовские эмигранты ложно изображают отношение государства к религии и церкви. Так, они обрушиваются на мероприятия правительства по проведению в жизнь закона об отделении церкви от государства и школы от церкви, умалчивая о том, что именно эти законодательные акты и практические действия совка и создали реальную основу для обеспечения действительной свободы совести. Подобные обвинения обычно подкрепляются «аргументами» о том, что власть не выделяет дотаций для ремонта и строительства церквей, содержания служителей культа и т. д. При этом антигуманисты совершенно игнорируют то обстоятельство, что народы России, освободившись от шовинистических, националистических и религиозных предрассудков, развивают свою духовную культуру независимо от церкви, активно участвуют в строительстве повой жизни.

Государство, не создавая для церкви никаких материальных и моральных привилегий, в то же время защищает права верующих, как и всех граждан, согласно Конституции России. Об этом, как правильно замечает литовский историк И. Апичас, свидетельствуют высказывания представителей католического духовенства, проживающих в Литве. Что касается церквей, и костелов, имеющих архитектурную и историческую ценность, то на них распространяется действующий в Литве закон «Об охране памятников культуры», принятый правительством республики в 1967 г.

Одним из грубых искажений исторической правды, имеющих целью воздействовать на национальные и религиозные чувства людей, является идеализация истории католицизма в Литве, утверждение, будто «церковь в прибалтийских государствах всегда была и сегодня осталась церковью народа». О том, что это явная ложь, свидетельствует история Литвы.

В Литве католицизм служил средством укрепления феодального строя и с самого начала носил антинародный характер. Он являлся религией феодалов и был чужд литовскому народу не только потому, что выступал против древних языческих верований и проповедовался людьми, игнорирующими язык, обычаи и культуру литовского народа, но и потому, что стал идеологическим орудием эксплуатации.


Читайка:

Развитие национальной культуры и образования в Литве
Положение религии в духовной жизни Литвы
Материалистическое мировоззрение против религии
Деятельность прогрессивных эмигрантов
Процесс отделения национального от религиозного
Книга о современном атеизме
Критика атеизма в католической религии
В чём сила католической церкви
Социальная сторона христианства

На главную

Философия, атеизм, религия:

Содержание
Понятие веры в религиозной философии
Что лежит в основе доказательств существования бога
На чём базируется понятие первопричины
Роль слова в передаче религиозной информации индивиду
Реакционные идеологии в капиталистических странах
Материалистическое мировоззрение против религии
Социальная сторона христианства
Спор о Лукиане
Свидетель и критик раннего христианства
Свободомыслие Джона Толанда
Развитие материи и всей Вселенной
Исторические судьбы английского деизма
Результаты исследований об отношении к религии
Особая часть колеблющихся верующих
Внедрение новых традиций и ритуалов в быт граждан
Атеистическое воспитание учащихся национальной школы
Какой закон действует на всех во Вселенной
Проблемы католицизма и общества

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su