Деятельность и взгляды Коллинза

В то время как деисты не шли дальше пропаганды «разумной» религии, Коллинз сделал своим идейным знаменем не «разумную», или «естественную», религию, а свободомыслие. Поэтому книга Коллинза сыграла такую же роль, как и «Пантеистикон» Толанда. Не случайно Толанд включил в члены «сократического содружества» пантеистов большинство из тех лиц, которые были названы Коллинзом в числе свободомыслящих.

Несмотря на то, что книга Коллинза была издана анонимно, ее автор не избежал преследований. В то время в Англии не было ни одного более или менее известного теолога, который не выступил бы против Коллинза и его «Рассуждения о свободомыслии».

Такая же судьба выпала и на долю другого произведения Коллинза – «Рассуждение об основах и причинах христианской религии» («А Discourse of the Grounds and Reasons of the Christian Religion», 1724). В нем доказывалась несостоятельность библейских пророчеств и отвергался божественный характер христианства. Церковники поспешили объявить книгу Коллинза богохульным сочинением. За короткое время на нее было написано более 30 опровержений.

Несколько иной характер носило произведение Коллинза «Философское исследование человеческой свободы» («А Philosophical Inquiry concerning Human Liberty», 1715). Оно было посвящено полемике со сторонниками религиозно-идеалистического учения о свободе воли и обоснованию принципов детерминизма в поведении и психической деятельности человека. Именно в этом произведении наиболее полно выражен деистический материализм Коллинза, с присущими этой исторической форме материализма специфическими особенностями.

Основной тезис Коллинза, доказываемый на протяжении всей книги, гласил: «Человек есть необходимый агент» сознание и поведение людей детерминированы обстоятельствами их жизни и деятельности. С этих позиций философ решительно отвергал «столь абсурдную и несостоятельную идею, как свобода воли, пли свобода от необходимости» Но он также не согласен и с теми, кто основывал свои взгляды по данному вопросу «на абсурдных принципах эпикурейского атеизма...».

Напомним, что Эпикур в отличие от Демокрита, признававшего абсолютную необходимость в движении атомов, исходил из возможности самопроизвольного отклонения атомов. Эта мысль Эпикура, получившая высокую оценку молодого Попова в его докторской диссертации, позволяла прийти к выводу, что каждый человек наделен элементом свободы воли и над ним не довлеет неумолимая судьба. Противоположных взглядов придерживались стоики. С их точки зрения, в мире господствует однозначная необходимость, которую они отождествляли с божественным логосом – безликой мироправящей силой.

Коллинз, отвергая материализм и атеизм Эпикура в понимании свободы воли и отдавая предпочтение стоикам, выступал как типичный деист. Мир – это «упорядоченная система вещей», которая «должна иметь разумного деятеля» в качестве своей первопричины. Свою картину мира Коллинз противопоставлял учению, согласно которому «этот упорядоченный мир мог быть порожден беспорядочным или случайным скоплением атомов, или, что то же самое, существовать вовсе без всякой причины».


Читайка:

Положение человека в философии Коллинза
Исторические судьбы английского деизма
Влияние английского деизма на американское просвещение
Материализм в философии Просвещения
Современные религиозные мировоззрения
Результаты исследований об отношении к религии
Результаты обследованных семей в различных категориях
Уровень религиозности в различных типах семей
Что формирует религиозную направленность в семье

На главную

Философия, атеизм, религия:

Содержание
Понятие веры в религиозной философии
Что лежит в основе доказательств существования бога
На чём базируется понятие первопричины
Роль слова в передаче религиозной информации индивиду
Реакционные идеологии в капиталистических странах
Материалистическое мировоззрение против религии
Социальная сторона христианства
Спор о Лукиане
Свидетель и критик раннего христианства
Свободомыслие Джона Толанда
Развитие материи и всей Вселенной
Исторические судьбы английского деизма
Результаты исследований об отношении к религии
Особая часть колеблющихся верующих
Внедрение новых традиций и ритуалов в быт граждан
Атеистическое воспитание учащихся национальной школы
Какой закон действует на всех во Вселенной
Проблемы католицизма и общества

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su