Что утверждают неверующие в бога

Сильные элементы атеизма Д. П. Чаттопадхьяя обнаруживает в буддийской философской школе – вайбхашике. Она считает, что существование бога находится в противоречии с убедительными фактами, устанавливаемыми наблюдением. Эти факты таковы: результат достигается только проходя серию детерминированных успешных стадий; результаты обусловливаются определенными пространственными и временными обстоятельствами.

Критикуя аргументы теистов, вайбхашики заявляют, что, с одной стороны, они утверждают, что всемогущий и вездесущий бог является абсолютно свободным от чего-либо и поэтому он один является причиной. С другой стороны, они утверждают, что бог принужден собственной природой создавать вещи в различных местах и в разное время. Но возникает вопрос: может ли бог производить летом или в западных районах то, что производится осенью или на юге? Принятие возможности бога производить все в любом месте и в любое время может оправдать его существование. Поскольку это не так, бог не всемогущ и не вездесущ, и поэтому он является фикцией.

Более убедительные атеистические аргументы Д. П. Чаттопадхьяя обнаруживает в философских трактатах ранней махаяны. Один из них называется «Опровержение [взгляда о] боге создателе [мира] и [взгляда о] Вишну создателе [всего мира]». Возможно, что этот трактат принадлежит Нагарджуне. В нем говорится: «Один и тот же объект не может быть произведенным и производителем, точно так же как бы ни было остро лезвие меча, оно не может резать само себя, как самый искусный танцор не может танцевать на плечах у себя. Когда отсутствует начало, само это отсутствие означает опровержение конца».

В соответствии с аргументами, содержащимися в трактате, у бога есть лишь две альтернативы: или он создает мир без собственного рождения или создает его после того, как рождается сам. Первая альтернатива является для теистов абсурдной. Во втором случае теисты встречаются с другой трудностью: откуда родился бог или откуда он узнал о своем существовании? Есть три возможных ответа на данный вопрос. Первый: бог родился из самого себя. Второй: он родился из чего-то другого, чем он сам, или внешнего по отношению к нему. Третий: он родился из самого себя и чего-то внешнего по отношению к нему. Но все эти три доктрины абсурдны. Это все равно что рассматривать себя своим отцом или собственным сыном. Могут ли теисты считать, что бог родился из чего-то внешнего по отношению к нему? Это невозможно. Теисты утверждают, что внешнее по отношению к богу является творением бога, поэтому не может ни существовать до бога, ни обеспечить рождение бога. Точно так же ложна третья альтернатива. В соответствии с другими махаянистскими аргументами бог не может быть причиной рожденных вещей, поскольку сам лишен рождения. В противном случае все вещи должны существовать одновременно.


Читайка:

Что можно предложить в качестве знания
Основные положения мимансаки
Рассуждения о творении добра и зла
Объяснения создания мира и всего сущего
Философская мысль в познании бога
Проблемы католицизма и общества
Наличие национального фактора в религии
Исследование положения религии и её места в жизни людей
Существование социальных истоков в религии

На главную

Философия, атеизм, религия:

Содержание
Понятие веры в религиозной философии
Что лежит в основе доказательств существования бога
На чём базируется понятие первопричины
Роль слова в передаче религиозной информации индивиду
Реакционные идеологии в капиталистических странах
Материалистическое мировоззрение против религии
Социальная сторона христианства
Спор о Лукиане
Свидетель и критик раннего христианства
Свободомыслие Джона Толанда
Развитие материи и всей Вселенной
Исторические судьбы английского деизма
Результаты исследований об отношении к религии
Особая часть колеблющихся верующих
Внедрение новых традиций и ритуалов в быт граждан
Атеистическое воспитание учащихся национальной школы
Какой закон действует на всех во Вселенной
Проблемы католицизма и общества

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su