Что является существующим доказательством

200 лет назад просветители, разделавшись с первой посылкой, подрубили под корень телеологическое доказательство. Последующее развитие научной мысли полностью дезавуировало и вторую посылку, отождествляющую всякую целесообразность с разумным целеполаганием, если не автономным, то гетерономным.

Эволюционная теория, несовместимая как с креационизмом, так и с провиденциализмом, покончила с подобным отождествлением, уяснив, что целесообразное приспособление к окружающей среде является естественным, закономерным результатом действующих, а не целеполагающих причин. Утвердившаяся за последние годы кибернетическая наука своим учением о процессах обратной связи в несозданных человеком «механизмах» еще более способствовала пониманию целесообразности как вторичной не по отношению к целеполаганию, а к действующим причинам.

Гносеологическим корнем телеологического заблуждения является антропоморфная аналогия, исходящая из давних времен первобытного анимизма. Телеология, понимал уже Юм, «сводится к одному простому, хотя и несколько двусмысленному или по крайней мере неопределенному, положению, а именно что причина или причины порядка во вселенной, вероятно, имеют некоторую отдаленную аналогию с человеческим разумом...».

Логической же основой телеологического доказательства служит элементарная логическая ошибка – тавтология, которая придает видимость умозаключения и онтологическому доказательству.

Что является критерием целесообразности? Что принимается за ее объективное мерило? Для чего, ради чего, чему служит, с какой конечной целью сообразуется целесообразное? Если бытие является самоцелью, поскольку, как утверждают томисты, оно есть высшее благо, то все существующее целесообразно и ничто нецелесообразное как существующее немыслимо. Но такое решение вопроса есть не что иное, как абсолютный аксиологический нигилизм, ибо нецелесообразное отождествляется с несуществующим. Понятие целесообразности теряет смысл: оно не является определением чего бы то ни было, не отвечает логической формуле omnis determinatio est negatio» («всякое определение есть отрицание»).

Тавтологичноеть телеологического «доказательства» обнаруживается с полной ясностью. Если все существующее – божественное творение, то оно не может быть нецелесообразным. Это утверждение пересказывается: все существующее целесообразно, следовательно, оно сотворено богом. Вывод о бытии бога основывается на посылке, предполагающей бытие бога как творца мира. Это недоказательство, а очередная логическая бессмыслица – petitio principii. Таков пятый путь, завершающий томистское паломничество в царство божье.

Диву даешься, до чего велика сила предрассудков. Давно обветшавшая, столь шаткая и ненадежная система «доказательств» до сих пор остается непререкаемой доктриной официальной томистской теологии!

Тем не менее в последние годы осознание ее неубедительности все чаще начинает проникать в умы неотомистских философов. Все громче раздаются голоса: ведь и сам Фома называл это не «доказательствами», а только «путями». Кое-кто предлагает проложить дополнительные пути, например «энтропическое доказательство», основанное на законах термодинамики, или предлагаемый Жаком Маритеном «шестой путь» – необходимость предсуществования вневременного. А Поль Гленн из Колумбийского университета в стандартном католическом учебнике предлагает четыре дополнительных доказательства для подкрепления пятичленной томистской шеренги: от стремления человека к добру – моральное доказательство, историческое доказательство и «косвенное доказательство» – путем приведения атеизма к абсурду... Усердия не по разуму предостаточно.

И все же знаменательно, что все настоятельнее звучат требования неотомистов обновить, подвергнуть капитальному ремонту фундамент томистской теологии. Наиболее выразительны и значительны в этом отношении «ревизионистские» выступления Ван Стеенбергена, заявившего в своем докладе на конференции Монреальского университета в 1967 г.: «Вся эта доктрина должна быть пересмотрена и реконструирована». А в своей работе, посвященной вопросу о том, «откуда мы знаем, что бог существует», этот лувенский профессор, оставаясь верным томизму, признает: «Не будем воображать, что святой Фома всегда приводит строгие доказательства... ни один из пяти путей не устанавливает... полного и удовлетворительного доказательства бытия бога». Неотложной задачей неотомистов он считает насущную необходимость «значительно улучшить изложение и решение этой капитальной проблемы».

Весьма характерным для современного неотомизма является стремление застраховать томистские доказательства апелляцией к не требующим доказательства интуиции, откровению, мистическому озарению: к подстраховке псевдо рационального – иррациональным. Все чаще напоминают заповедь I Ватиканского собора, согласно которой «достоверность веры превосходит, как по своему качеству, так и по своей ценности, вес доводов в защиту веры», ибо свидетельства веры – это, по словам Фомы, сам бог («Summa contra gentiles»). Как будто спор не идет о достоверности бытия... самого этого свидетеля.

Все чаще апеллируют неотомисты к тому, что бог, если пожелает, может сообщить человеку истины, недоступные человеческому разуму, что «откровение учит нас... тайнам, которые мы никогда не могли бы открыть разумом, ибо они выходят за пределы того, на что человек может надеяться и что он может понять».

Но когда томистский философ утверждает, что мыслитель, стремящийся судить о том, что недоступно человеческому разуму, «берет на себя роль, к которой он совершенно не подготовлен, для которой он не обладает ни малейшей компетентностью», этот томистский философ сводит на нет все то, к чему были направлены усилия «ангельского доктора» – к превращению философии в «служанку богословия».

Многовековая история томизма есть история движения философской мысли по пути, ведущему в дебри неразумия, в тупик суеверия, каким неизбежно является вера, лишенная как эмпирического, так и рационального основания, вера в то, чего нет и быть не может.


Читайка:

Теории развития религиозности человека
Роль слова в передаче религиозной информации индивиду
Применение знаков для передачи информации
Специфика усвоения религиозных слов индивидом
Происхождение и развитие понятий
Сенсорные понятия как они есть
Некоторые семиотические аспекты религиозных слов
Научные исследования и религиозные представления
Роль слова и религиозных понятий

На главную

Философия, атеизм, религия:

Содержание
Понятие веры в религиозной философии
Что лежит в основе доказательств существования бога
На чём базируется понятие первопричины
Роль слова в передаче религиозной информации индивиду
Реакционные идеологии в капиталистических странах
Материалистическое мировоззрение против религии
Социальная сторона христианства
Спор о Лукиане
Свидетель и критик раннего христианства
Свободомыслие Джона Толанда
Развитие материи и всей Вселенной
Исторические судьбы английского деизма
Результаты исследований об отношении к религии
Особая часть колеблющихся верующих
Внедрение новых традиций и ритуалов в быт граждан
Атеистическое воспитание учащихся национальной школы
Какой закон действует на всех во Вселенной
Проблемы католицизма и общества

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su