Что докажет существование бога

Когда люди доказывают или ставят под вопрос, есть ли жизнь на Марсе, это подразумевает понимание того, что есть жизнь. Когда наши далекие предки доказывали или оспаривали существование «антиподов», они знали о чем они спорят. Когда дебатируется с бихевиористами проблема сознания, те, кто доказывает его реальное существование, знают, что такое сознание. Существовало и реально существует бесконечное множество еще не познанных вещей. Но доказательство их существования связано с пониманием их существа. Любые «доказательства» бытия бога требуют познания непознаваемого. Утверждение о доказуемости бытия бога как раз и держится на допущении возможности такого познания. Перед нами своеобразный... агностицизм: бог превращается в некую «вещь-в-себе», вернее, в «анти-вещь-в-себе». Существование ее неоспоримо, а познание невозможно; «вещью-для-нас» она может стать лишь тогда, когда бессмертная разумная душа избавится от ограничивающего ее смертного мозга. Выход из этого затруднительного положения некоторые неотомисты, в частности Ван Стеенберген, видят в том, что, хотя и невозможна реальная дефиниция бога, теологии доступна его номинальная дефиниция, основанная на установлении его негативных атрибутов, антиномичных по отношению ко всему познанному и познаваемому. Другими словами, речь идет о доказательстве бытия анти-мира, анти-вселенной, анти-сущего.

Тем не менее Аквинат и его предшественники и последователи твердо уверены не только в необходимости, но и в полной возможности убедительного и неопровержимого рационального доказательства бытия бога. Однако, по мнению томистов, далеко не все «доказательства» бытия бога доказательны. «Доказуемость» не всегда означает «доказанность». Необходим тщательный отбор предлагаемых доказательств. Образцом такого отбора, отвергающего неубедительные «доказательства», служит учение Фомы Аквинского.

В этом вопросе особое место в истории схоластики занимает «ложное доказательство истины», предложенное Ансельмом Кентерберийским. Этого теолога XI в. не удовлетворяли «длинные цепи» умопомрачительных спекулятивных доводов, при помощи которых его предшественники старались доказать бытие бога. В поисках единого, по его убеждению неопровержимого, доказательства Ансельм разработал аргументацию, известную впоследствии под данным ему Кантом названием онтологического доказательства. Суть его заключается в том, что существование бога неизбежно следует из его сущности. Само понятие бога таково, что оно немыслимо как нечто несуществующее. «Никто, понимающий, что такое бог, не может мыслить его не существующим, – утверждал автор «Прослогиона». – Дело не в том, что мыслимое отождествляется с существующим. Можно мыслить и то, чего не существует, как можно мыслить несуществующим то, что существует (даже себя самого). Но сказанное относится ко всем конечным вещам, имеющим начало и конец или образованным из составных элементов. Однако в отличие от них бог – единственное, что не может быть даже мыслимо несуществующим, поскольку понятие бога тождественно высшему совершенству, несуществование же уже само по себе является несовершенством: то, что превыше всего, не может существовать в одном мышлении, ибо «предположим, что оно существует только лишь в мышлении: тогда его можно представить существующим в действительности, что является чем-то большим».


Читайка:

Доказательства существования бога
Каковы доказательства бытия бога
Методы доказательства существования бога
Дискуссии о познании бога и бытия
Что лежит в основе доказательств существования бога
Почему бытие неотделимо от движения
Размышления над принципом движения
Неутомимые поиски первопричины
На чём базируется понятие первопричины

На главную

Философия, атеизм, религия:

Содержание
Понятие веры в религиозной философии
Что лежит в основе доказательств существования бога
На чём базируется понятие первопричины
Роль слова в передаче религиозной информации индивиду
Реакционные идеологии в капиталистических странах
Материалистическое мировоззрение против религии
Социальная сторона христианства
Спор о Лукиане
Свидетель и критик раннего христианства
Свободомыслие Джона Толанда
Развитие материи и всей Вселенной
Исторические судьбы английского деизма
Результаты исследований об отношении к религии
Особая часть колеблющихся верующих
Внедрение новых традиций и ритуалов в быт граждан
Атеистическое воспитание учащихся национальной школы
Какой закон действует на всех во Вселенной
Проблемы католицизма и общества

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su