Атеистическое воспитание учащихся национальной школы

19 – 20 октября 1971 г. в Махачкале состоялась Всероссийская научно-методическая конференция по проблемам атеистического воспитания учащихся национальных школ. Она была организована Дагестанским обкомом, Научно-исследовательским институтом национальных школ Министерства просвещения России, Министерством просвещения Дагестана.

В работе конференции приняли участие представители научных учреждений и вузов, партийные работники, директора и учителя школ.

На конференции было представлено более 78 докладов и выступлений, посвященных различным вопросам научно-атеистического воспитания учащихся национальных школ. Такое большое число выступлений, представленных на конференции, вызвано как широтой ее проблематики, так и тем, что конференция по проблемам научно-атеистического воспитания в национальной школе проходила впервые.

Докладом «XXIV съезд партии и задачи гуманистического воспитания» открыл конференцию секретарь Дагестанского обкома Ш. А. Исмаилов.

Проблеме гуманистического воспитания в школе в свете решений XXIV съезда посвятил свой доклад директор Научно-исследовательского института национальных школ Министерства просвещения России Р. К. Черников.

С состоянием атеистической работы в школах познакомил присутствующих министр просвещения X. Г. Магидов.

На конференции работало три секции: «Теоретические проблемы атеистического воспитания»; «Атеистическое воспитание учащихся в учебном процессе»; «Атеистическое воспитание во внеклассной и внешкольной работе». В работе секций, особенно в работе второй и третьей секций, активное участие приняли практические работники – учителя и директора национальных школ Дагестана, Карачаево-Черкессии, Северной Осетии, Бурятии, Татарии, Марий Эл, Чувашии, Оренбургской области, выступления которых показали, что в практике национальных школ накоплен богатый опыт атеистического воспитания учащихся.

Большая группа докладов и выступлений, представленных преимущественно на секции «Атеистическое воспитание во внеклассной и внешкольной работе», была посвящена формам атеистического воспитания во внеклассной и внешкольной работе. Как отмечали выступавшие, широкое распространение получили такие формы атеистической работы, как кружковая работа, вечера вопросов и ответов, встречи учащихся с бывшими верующими, инсценировки на антирелигиозные темы, обсуждение атеистической литературы, подготовка силами учащихся иллюстраций к обсуждаемым книгам, исследовательская работа школьников в учебно-производственных бригадах, лекционная и индивидуальная работа с верующими родителями. С большим интересом был заслушан доклад Г. Е. Кудряшова (Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова), сделавшего попытку классифицировать формы внеклассной и внешкольной работы на следующие основные группы: средства и формы пропаганды атеистических знаний; массовая атеистическая самодеятельность; индивидуальная работа. Г. Е. Кудряшов подчеркнул, что наиболее эффективными формами атеистической работы являются мероприятия второй группы, которые рассчитаны на одинаковую активность как субъекта, так и объекта атеистической пропаганды.

Другая большая группа докладов и выступлений, заслушанная на секции «Атеистическое воспитание в учебном процессе», была посвящена проблемам атеистического воспитания в процессе изучения биологии, истории, физики, обществоведения и литературы. Б. Гельдыев (Научно-исследовательский институт педагогических наук Министерства народного образования Туркмении), Е. П. Ковнацкий (Чечено-Ингушский государственный пединститут) отметили, что в условиях национальной школы в процессе формирования понятий о противоположности гуманистической и религиозной морали, антинаучном характере религиозного мировоззрения, реакционной роли религии в истории народа важно не ограничиваться материалами христианской религии, а сосредоточить внимание на критике той религии, которая имеет наибольшее распространение в данной области или республике, например, ислама. Забвение этого условия, заметил Е. П. Ковнацкий, может вызвать у учащихся представление, что только христианская религия враждебна научному мировоззрению.

Ряд докладов и выступлений был посвящен анализу общих принципов формирования научного, материалистического мировоззрения: Р. И. Тидикис (Вильнюсский государственный университет имени В. Капсукаса), Ю. П. Сокольников (Научно-исследовательский институт национальных школ Министерства просвещения России), В. А. Якубовский (Научно-исследовательский институт педагогики Министерства просвещения Украины).

Особенности атеистического воспитания учащихся в национальных школах осветил в своем выступлении Р. Г. Маршаев. Подчеркивая универсальность принципов воспитательного процесса, Р. Г. Маршаев показал, что постановка и организация научно-атеистического воспитания имеют свои особенности, связанные с историей того или иного народа, его культуры и языка, обычаев, специфики религиозных пережитков. В условиях национальной школы постановка работы по атеистическому воспитанию иной раз осложнена тем обстоятельством, что в среде, где живут учащиеся, еще бытует предрассудок, усиленно поддерживаемый церковью, якобы исламские обряды и шариатские правила являются неотъемлемой чертой данной нации или народности. Поэтому, говорит Р. Г. Маршаев, важной стороной атеистической работы среди учащихся национальных школ является разграничение «национальных» элементов в традициях и обычаях от религиозных наслоений, критика религиозных обрядов и внедрение новых,, гражданских обрядов.

A. М. Гогицаев (учитель Северной Осетии) и Б. X. Комков (учитель, Кабардино-Балкарии) отметили большую роль прогрессивных народных обычаев, имеющих интернациональный характер, в атеистическом воспитании учащихся.

По проблеме причин сохранения религиозности в среде подрастающего поколения выступили: Ш. Г. Гамзаев (Дагестанский педагогический институт), Ч. Камилов (Научно-исследовательский институт педагогических наук Таджикистана), И. А. Галицкая (Институт научного атеизма АОН), Л. Тульцева (Институт этнографии АН России), Л. А. Котлярова (Ростовский государственный педагогический институт).

В докладах и выступлениях Я. В. Рабинович (Оренбургский государственный педагогический институт имени B. П. Чкалова), 3. С. Ахмерова (Башкирский государственный педагогический институт), С. Симакина (директор школы, Карелия) и других, представленных на конференции, был высказан ряд критических замечаний и пожеланий, касающихся улучшения атеистической работы в национальных школах: в школах населенных пунктов, где еще значительно религиозное влияние, ввести в 9-ом или 10-ом классе факультативный курс по основам научного атеизма; увеличить выпуск художественной и научно-популярной литературы, проникнутой идеями атеизма и интернационализма, для учащихся и педагогов; создать фильмы атеистического содержания; улучшить снабжение районов и школ антирелигиозными кинофильмами и диафильмами; увеличить число наглядных пособий по атеизму.

Конференция выявила большой интерес и глубокую заинтересованность общественности в улучшении работы по атеистическому воспитанию среди учащихся национальных школ.

И. А. Галицкая, кандидат философских наук


Читайка:

Особенности индийской философии
Философские школы и их развитие
Истоки индийского атеизма с различных точек зрения
Время для создания философии мира
Почему страдают живые существа
Какой закон действует на всех во Вселенной
Что утверждают неверующие в бога
Что можно предложить в качестве знания
Основные положения мимансаки

На главную

Философия, атеизм, религия:

Содержание
Понятие веры в религиозной философии
Что лежит в основе доказательств существования бога
На чём базируется понятие первопричины
Роль слова в передаче религиозной информации индивиду
Реакционные идеологии в капиталистических странах
Материалистическое мировоззрение против религии
Социальная сторона христианства
Спор о Лукиане
Свидетель и критик раннего христианства
Свободомыслие Джона Толанда
Развитие материи и всей Вселенной
Исторические судьбы английского деизма
Результаты исследований об отношении к религии
Особая часть колеблющихся верующих
Внедрение новых традиций и ритуалов в быт граждан
Атеистическое воспитание учащихся национальной школы
Какой закон действует на всех во Вселенной
Проблемы католицизма и общества

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su