Анализ проведённых исследований религиозности

Пятая глава «Общественно-психологическая сторона религии» написана научным сотрудником, кандидатом философских наук М. Драгановым. Рассматривая место и роль психических явлений в структуре религиозности, автор анализирует две основные группы религиозной психологии. Первая из них связана с отношением человека к природной стихии, которая называется «прямой религиозной психикой», вторая связана с культовой религиозной обрядностью и считается «вторичной религиозной психикой». Пользуясь данными исследования, автор показывает, что более сильное выражение имеет религиозная психика, связанная с бытовым религиозным культом. В главе показано, что религиозность болгарина характеризуется стихийностью и автоматичностью, она не имеет своим основанием сознательное осмысление жизненных явлений, а сводится к навыкам и традициям. Автор останавливается также на некоторых проблемах преодоления религиозной психики. Церковь перестала давать духовную пищу населению, сказывается влияние средств массовой культурно-воспитательной деятельности и их способность удовлетворять эстетически-познавательные потребности трудящихся. Гуманистический коллектив заменяет влияние духовников при сложных и трудных личных переживаниях. Большое значение имеет и психологическое воздействие новой обрядности.

Последняя, шестая глава «Религия и быт» написана научным сотрудником, кандидатом исторических наук Р. Пешевой. Она широко использует данные социологического исследования религиозности, чтобы показать развитие религиозности в быту населения и закономерности ее преодоления. Религиозные проявления в быту автор разграничивает на два вида: посещение молебнов, богослужений и других религиозных обрядов и крещение, венчание и религиозные похороны. Второй вид религиозных проявлений в быту встречается чаще, чем первый. Автор показывает, что в народных обычаях можно разграничить два основных компонента: народный праздник и религиозный обряд. Религиозный обряд выражает господство религии как идеологии в прошлом, он внедрился в народный праздник, и его преодоление не означает уничтожения этого праздника, в котором сохраняются богатые народные и национально-бытовые традиции. Интерес представляет и тот анализ, который автор делает относительно социально-классовых изменений в обществе и их влияний на религиозность в быту. Данные исследования показывают, что религиозность более сильно проявляется в деревне, чем в городе. Наименьшее влияние она имеет на быт служащих и рабочих. Автор описывает новые гражданские ритуалы и их конкретное применение в городском, крестьянском быту и у населения национальных меньшинств страны.

В заключение монографии профессор Ж. Ошавков рассматривает некоторые проблемы исследования религиозности населения в Болгарии.

К научному труду болгарских атеистов и социологов проявляется большой интерес не только в Болгарии, но и за рубежом. В нем впервые дано целостное освещение одной из важных проблем развития Болгарии – преодоление религиозных пережитков. Поэтому он имеет огромное значение для атеистического воспитания в стране и является одним из решающих шагов в развитии социологических исследований в Болгарии.

Монография болгарского ученого Н. Мизова посвящена проблемам методологии научного атеизма. Автор предлагает свою концепцию системы и структуры атеистического сознания, в рамках которой рассматривает предмет, границы и методы специальной научной дисциплины о религиозном феномене.

В первом разделе монографии анализируются различные точки зрения, главным образом ученых, на сущность атеизма как научной дисциплины. По мнению автора, таких основных точек зрения, высказанных исследователями пять:

1) атеизм как «инфильтрация» научного познания вообще, не обладающий относительной самостоятельностью;

2) атеизм как многоаспектная критика и отрицание религии, как особенная синтетическая система знаний, извлеченных из различных областей традиционной науки, но специфически распределенных и целенаправленно использованных для критики и отрицания религии;

3) атеизм как специальная философская теория (наука) в общей системе философии;

4) атеизм в процессе «освобождения» от философии как обособленная научная система, основная часть которой заложена в философии, а «тело» выходит за пределы последней; и

5) атеизм как самостоятельная, нефилософская наука.


Читайка:

Религия как результат общественного сознания
Политика Польши по отношению к религии
Понятие веры в религиозной философии
Может ли осознать бога разум человеческий
Что докажет существование бога
Доказательства существования бога
Каковы доказательства бытия бога
Методы доказательства существования бога
Дискуссии о познании бога и бытия

На главную

Философия, атеизм, религия:

Содержание
Понятие веры в религиозной философии
Что лежит в основе доказательств существования бога
На чём базируется понятие первопричины
Роль слова в передаче религиозной информации индивиду
Реакционные идеологии в капиталистических странах
Материалистическое мировоззрение против религии
Социальная сторона христианства
Спор о Лукиане
Свидетель и критик раннего христианства
Свободомыслие Джона Толанда
Развитие материи и всей Вселенной
Исторические судьбы английского деизма
Результаты исследований об отношении к религии
Особая часть колеблющихся верующих
Внедрение новых традиций и ритуалов в быт граждан
Атеистическое воспитание учащихся национальной школы
Какой закон действует на всех во Вселенной
Проблемы католицизма и общества

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su