Зимние явления в жизни растений

Задачи. Образовательные: сформировать представления о жизни деревьев, кустарников и трав зимой; развивать понятия о побеге и почке; сформировать понятия о вечно- и зимнее- зеленых растениях; научить учащихся определять древесные и кустарниковые растения по силуэтам и почкам. Воспитательные: развивать диалектико-материалистические взгляды на природу, рассматривая исторически сложившиеся взаимосвязи между неблагоприятными условиями зимы и приспособлениями растений к их перенесению, и эстетическое восприятие зимних пейзажей; формировать культуру поведения в природе.

Место экскурсии в системе уроков темы «Стебель». Экскурсии предшествуют два урока о морфологии побега, строении листовой и цветочной почки. Экскурсия проводится во внеурочное время. На уроке после экскурсии подводят итоги выполнения заданий и характеризуют зимние явления в растительном мире. Материалы экскурсии используют на последующих уроках темы.

Подготовка учителя к экскурсии. Наиболее трудоемка, но чрезвычайно интересна работа по составлению определительных карточек. Определение растений по специально составленным карточкам, а затем и по определителям становится неотъемлемой частью любой экскурсии в природу. Еще совсем недавно на экскурсиях преобладали задания по сбору растений. В настоящее время у учащихся воспитывается ответственность за все живое и сборы запрещены. Их заменяет работа по наблюдению, описанию, распознаванию и определению растений в природе.

Методика составления определительных карточек доступна учителю. Учитель предварительно обследует окружающую местность, и особенно природные объекты избранного для экскурсии маршрута, собирает побеги всех встречающихся деревьев и кустарников (побеги деревьев и кустарников лучше собирать отдельно и отдельно составлять определительные карточки на них, учитывая, что с определением учащиеся сталкиваются впервые). На побег каждого вида дается морфологическое описание с указанием особенностей архитектуры или силуэта дерева, кустарника. Данные заимствуются из определителей. При этом учитель корректирует их с учетом доступности учащимся пятого класса и оформляет морфологическое описание на отдельных полосках бумаги. Видовое название помещается внизу, как в любом определителе. В качестве примера приведем описание липы мелколистной, или сердцелистной, широко распространенной лиственной породы в Европейской части России, в Крыму, на Кавказе, Западной Сибири.

Почки сухие, неравнобокие. Видны только две кроющие чешуйки. Наружная кроющая чешуя короче и толще второй. Годичные побеги светло-коричневые, на солнечной стороне – красноватые, на теневой – зеленоватые. Старые побеги темно-коричневые, с сероватым оттенком. Листовые рубцы округло-треугольные с тремя-четырьмя листовыми следами, меньше основания почки. Плоды – орешки, имеют крыловидный придаток, играющий роль в распространении плодов. Дерево с неправильной кроной, сучья изгибаются дугою вниз (но не свешиваются) и заканчиваются мелкими веточками, которые придают кроне ажурность – Липа мелколистная, или сердцелистная.

Такие описания служат основой для составления определительных карточек. Теперь морфологические описания побегов нужно расположить в определенном порядке. Для этого побеги и их описания систематизируем по явно заметным признакам. Для наших определительных карточек в качестве отличительных признаков можно использовать наличие листвы или ее отсутствие. Данный признак позволил собранные побеги и их описания объединить в две группы. Систематизируем первую группу побегов, к которой относятся хвойные и вечнозеленые деревья. Для этой группы побегов отличительным признаком будет форма листовой пластинки. Даем формулировку второй тезы и антитезы. В случае если теза или антитеза приводит к окончательному установлению вида, карточка с морфологическим описанием побега и дерева наклеивается, чем облегчается составление определительных карточек.


Читайка:

Шишки и почки на разных деревьях
Расположение почек, побегов и соплодий
Уроки и экскурсии развивают учащихся
Сложная жизнь растений зимой
Изучение растений зимнего леса
Когда раскрываются почки сосны
Задание по изучению травянистых растений
Содержание

На главную

Биологические экскурсии:

Содержание
Зимние явления в жизни растений
Экскурсии по изучению растений весной
Изучение соцветий цветков деревьев
Изучение разных видов цветков
Сложные надкрылья божьих коровок
Удивительная жизнь насекомых осенью
Виды насекомых пригодных для питания птенцов
Жизнь белки на деревьях
Жизнь птиц весной
Особенности степных птиц
Разнообразие видов птиц в лесу
Птичьи норы на обрывах у рек
Рассказ о истории земли
Остатки брюхоногих моллюсков
Видовое разнообразие смешанного леса
Развитие растений и животных в ходе эволюции
Предки современного человека
Разнообразие биогеоценоза на участке леса
Биогеоценоз луга
Рыбы поедают личинок насекомых
Дупла пестрого дятла

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su