Жизнь птиц весной

Задачи экскурсии. Образовательные: познакомить учащихся с разнообразием птиц в различных биотопах; отметить видовой состав фоновых птиц поля, луга, водоема и особенности их жизни весной; провести наблюдения за весенним поведением птиц (пение, драки, токовые полеты и пр.), обратить внимание на приспособления птиц к определенным условиям жизни. Воспитательные: развивать у учащихся материалистическое понимание экологических взаимосвязей в природе, единства и целостности естественных биогеоценозов; рассмотреть вопросы охраны птиц.

Подготовка учителя к экскурсии. Учитель должен заранее пройти по маршруту, определить общую его протяженность и длину основных отрезков. В плане маршрута на этих отрезках учитель отмечает встреченных птиц и их гнездовые участки. В ландшафтах центрального района лесной зоны встречаются около 300 видов птиц; для их изучения и распознавания в природе у учителя нет реальных возможностей. Однако известно, что 90 – 95 % всего пернатого населения любого лесного ландшафта составляют всего 20 – 25 фоновых видов (в степных ландшафтах 10 – 15 видов), из которых приблизительно половина знакома учителю (зяблик, горлица, большая синица, пестрый дятел, кукушка и др.).

Нужно помнить о том, что зимой все поведение птиц подчинено питанию. Весной и в начале лета жизнь наших пернатых связана главным образом с размножением. В эту пору птицы «заявляют» о себе песнями и криками, токовыми полетами и брачными играми. Во время размножения каждая пара птиц (самка или самец) связана со своим гнездовым участком. Перед экскурсией учитель составляет список фоновых видов птиц каждого ландшафта, знакомится с их экологией и поведением; в ходе экскурсии он обращает внимание учащихся главным образом на эти виды. Сое-сем не обязательно отмечать каждую встреченную птицу.

Подготовка учащихся к экскурсии. На уроке, который проводится специально для подготовки к экскурсии, учащиеся восстанавливают знания о птицах и повторяют материал учебника. Ученики должны знать, как вести себя в природе, как наблюдать и слушать птиц, какие птицы относятся к фоновым, редким и исчезающим видам; прочитать научно-популярную и художественную литературу о птицах, подготовить для себя удобную обувь и одежду, блокнот, карандаш, фотоаппарат.


Читайка:

Внимание руководителя экскурсии
Разнообразие птиц над лугом
Коростель, чибис, чекан на лугу
Серая славка среди кустов
Громкие крики чаек и крачек
Особенности степных птиц
Молодые вырубки сосны
Содержание

На главную

Биологические экскурсии:

Содержание
Зимние явления в жизни растений
Экскурсии по изучению растений весной
Изучение соцветий цветков деревьев
Изучение разных видов цветков
Сложные надкрылья божьих коровок
Удивительная жизнь насекомых осенью
Виды насекомых пригодных для питания птенцов
Жизнь белки на деревьях
Жизнь птиц весной
Особенности степных птиц
Разнообразие видов птиц в лесу
Птичьи норы на обрывах у рек
Рассказ о истории земли
Остатки брюхоногих моллюсков
Видовое разнообразие смешанного леса
Развитие растений и животных в ходе эволюции
Предки современного человека
Разнообразие биогеоценоза на участке леса
Биогеоценоз луга
Рыбы поедают личинок насекомых
Дупла пестрого дятла

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su