Запутанные следы полевок

Подготовка учащихся к экскурсии. Во время изучения раздела «Млекопитающие» учащихся знакомят с изображением следов домашних и диких животных, показывают кинофильмы: «Речные бобры», «Рукокрылые», «Насекомоядные», «Животные природных зон России», «Отряд парнокопытные» и кинофрагменты: «Лисица», «Барсук» и др., рекомендуют прочитать: Э. Сетон-Томпсона «Рассказы о животных», В. Бианки «Лесную газету», А. Н. Формозова «Спутник следопыта» и некоторые другие произведения о жизни зверей в естественных условиях. Результаты экскурсии оформляют в виде «Лесной газеты», основу которой составят фотографии, рисунки и краткие пояснительные тексты к ним.

Проведение экскурсии. Во вступительной беседе учитель отмечает, что на экскурсии в лесу или в поле увидеть диких млекопитающих можно только случайно, так как среди этих животных много видов с сумеречной или ночной активностью (еж, заяц, ласка, горностай). Некоторые звери ведут скрытный образ жизни и прячутся в зарослях кустарников, в дуплах, в норах (мышевидные грызуны, мелкие насекомоядные), под водой (бобры, выхухоль и др.). Но все они в процессе жизнедеятельности оставляют следы, по которым можно установить видовой состав зверей, их примерную численность, распределение по биотопам и некоторые особенности, связанные с передвижением, питанием и устройством убежищ.

Экскурсия начинается на лугу. Ранней весной, пока еще не поднялась трава, хорошо заметны следы зимней жизнедеятельности некоторых видов млекопитающих. На лугах найдите следы подснежной жизни мышевидных грызунов, прежде всего серой полевки. Привлекают внимание травянистые участки, полностью выеденные зверьками. Предложите самостоятельно осмотреть такой участок. Присмотревшись, ученики замечают отверстия нескольких нор, которые ведут в подземные ходы, а рядом с ними на поверхности почвы иногда обнаруживают рыхлое шарообразное гнездо из расщепленных полосок стеблей и листьев. С помощью наводящих вопросов учителя делается вывод о том, что в этом месте зимой обитала колония обыкновенных полевок. Возможность существования колонии обеспечивалась большими запасами кормов под снегом (основная пища полевок – вегетативные части растений).

Иногда в открытых биотопах можно встретить гнездо полевой мыши, которое отличается от гнезда полевки тем, что сплетено из цельных стеблей и листьев. Как только подснежные гнезда полевок и мышей показываются из-под снега, их расклевывают вороны и грачи, которые отыскивают в них корм – погибших зверьков. Полевая мышь живет не только на полях и лугах, но и в лесах. Ее отличают от других мышевидных грызунов по темной узкой полосе, расположенной вдоль спины (такая же полоска на спине есть у лесной мышовки, но для нее характерен очень длинный хвост, который на не превышает длину тела).


Читайка:

Отпечатки на грунте следов лося
Норы бобров в водоемах
Маскировка бурых лягушек
Образ жизни домашних млекопитающих
История жизни на земле (экскурсия в музей)
Рассказ о истории земли
Ископаемые останки различных животных
Содержание

На главную

Биологические экскурсии:

Содержание
Зимние явления в жизни растений
Экскурсии по изучению растений весной
Изучение соцветий цветков деревьев
Изучение разных видов цветков
Сложные надкрылья божьих коровок
Удивительная жизнь насекомых осенью
Виды насекомых пригодных для питания птенцов
Жизнь белки на деревьях
Жизнь птиц весной
Особенности степных птиц
Разнообразие видов птиц в лесу
Птичьи норы на обрывах у рек
Рассказ о истории земли
Остатки брюхоногих моллюсков
Видовое разнообразие смешанного леса
Развитие растений и животных в ходе эволюции
Предки современного человека
Разнообразие биогеоценоза на участке леса
Биогеоценоз луга
Рыбы поедают личинок насекомых
Дупла пестрого дятла

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su