Обратить внимание учеников на кобылок и кузнечиков

Все эти морфологические черты хорошо просматриваются без помощи лупы, так как наши взрослые кузнечики и кобылки достаточно крупны (2 – 3 см длины). Кузнечиков легче встретить на кустарниках, нижних ветвях крон небольших деревьев или в зарослях высоких трав по окраинам деревень. Обнаруживаются чаще самцы, по «пению», издаваемому ими наиболее интенсивно в вечерние часы, а в пасмурную погоду – и днем; рядом с самцом нужно попытаться найти самку с яйцекладом. Внимательно всмотритесь в густую листву, туда, откуда доносится «пение», обратите внимание, как среди зелени, несмотря на отсутствие ветра, энергично дрожат два «листочка», – это движутся, трутся надкрылья, издавая стрекотание. У пойманного самца покажите «зеркальце» на основании надкрылий – один из важнейших элементов аппарата стрекотания.

Кобылки приурочены к открытым местам, их можно обнаружить в травостое опушек и обширных лесных полян. Постарайтесь осторожно понаблюдать за кобылкой, не отлавливая ее, во время стрекотания; убедитесь, что источник «пения» здесь совсем иной, чем у кузнечика; энергично движется, как смычок, бедро задней грудной (прыгательной) ножки по сложенному в покое надкрылью.

Научите школьников различать кузнечиков и кобылок: у первых усики длинные (превышают половину длины тела) и щетинковидные, т. е. постепенно сужаются к вершине, наподобие пастушьего хлыста; у вторых они короткие (короче половины длины тела) и нитевидные (равномерная толщина по всей длине). Наконец, обратите внимание на типичный грызущий ротовой аппарат прямокрылых (челюсти и щупики сложены «букетиком» на нижнем конце головы), хорошо просматриваемый только у крупных форм.

Осенью на экскурсии регулярно встречаются клопы. Для представителей отряда клопов, или полужесткокрылых, характерно монолитное тело, без перетяжек между отделами (без «шеи» и «талии»). Осенью клопов приходится изучать на сравнительно мелких формах – представителях семейства слепняков и ягодном клопе (семейство щитников). Эти полужесткокрылые (как и подавляющее большинство наземных клопов) растительноядные. На голове, кроме пары длинных, как бы надломленных усиков, имеется очень тонкий, длинный и жесткий хоботок. Это – ротовой аппарат колющесосущего типа; в спокойном состоянии он направлен назад, под нижнюю поверхность головы и груди, между тазиками грудных ног и служит для прокалывания растительных тканей и высасывания соков из растений. В качестве настоящих крыльев функционирует лишь задняя пара, перепончатая по всей своей площади. Передние крылья перепончатые лишь на вершине, вся прикорневая часть крыловой пластинки плотная, кожистая и пигментирована, что послужило поводом для названия отряда «полужесткокрылые». В спокойном состоянии задние крылья сложены назад, над брюшком; передние «полукожистые» крылья (надкрылья) накрывают сверху эту вторую пару. У клопа сверху видны: спинная часть головы с глазами по бокам, обширная переднеспинка и участок переднего края среднеспинки (щиток); остальная «спина» скрыта под надкрыльями.


Читайка:

Ягодный клоп имеет маленький размер
Сложные надкрылья божьих коровок
Изучение крыльев зеленоглазок и журчалок
Наглядный рисунок семейства комаровидных
Ярко выраженные крылья лимонницы
Насекомые многочисленного отряда крылатых
Удивительная жизнь насекомых осенью
Содержание

На главную

Биологические экскурсии:

Содержание
Зимние явления в жизни растений
Экскурсии по изучению растений весной
Изучение соцветий цветков деревьев
Изучение разных видов цветков
Сложные надкрылья божьих коровок
Удивительная жизнь насекомых осенью
Виды насекомых пригодных для питания птенцов
Жизнь белки на деревьях
Жизнь птиц весной
Особенности степных птиц
Разнообразие видов птиц в лесу
Птичьи норы на обрывах у рек
Рассказ о истории земли
Остатки брюхоногих моллюсков
Видовое разнообразие смешанного леса
Развитие растений и животных в ходе эволюции
Предки современного человека
Разнообразие биогеоценоза на участке леса
Биогеоценоз луга
Рыбы поедают личинок насекомых
Дупла пестрого дятла

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su