Весенний первоцвет медуница лекарственная

Второе задание. Оно выполняется на основании решения учебной задачи такого содержания: ни василек, ни колокольчик, ни ромашка не цветут; почему так быстро выросли и зацвели чистяк весенний, ветреницы дубравная и лютичная, медуница лекарственная, гусиный лук и другие первоцветы? Учащиеся вспоминают непременное условие цветения растений – наличие в организме питательных веществ. Какие органы этих растений располагают питательными веществами? Ответ на этот вопрос появляется после просмотра надземной части растения: запас питательных веществ, вероятно, находится в подземных органах.

Учитель демонстрирует карточки небольшого формата с изображением раннецветущих растений со всеми органами, в том числе и подземными. Учащиеся упражняются в понятиях: «корневище» (ветреница дубравная и лютичная, мать-и-мачеха, перелеска голубая, медуница лекарственная); «луковица» (гусиный лук желтый и малый), «клубень» (хохлатка плотная), «корнеклубень» (чистяк весенний), «соцветие-кисть» (хахлатка Галлера), «корзинка» (мать-и-мачеха), «зонтик» (первоцвет весенний); «завиток» (медуница лекарственная). К понятию «фотосинтез» учащиеся обращаются, объясняя процесс накопления органических веществ в подземных органах. Учитель сообщает сведения об особенностях вегетации медуницы и мать-и-мачехи, у которых развиваются летом листовые пластинки больших размеров.

Ученики решают вторую учебную задачу: почему первоцветы «торопятся» цвести? Правильным ответом считается тот, в котором установлена связь между ранним цветением и условиями среды. Все первоцветы светолюбивы и цветут до появления листьев на деревьях и кустарниках, когда в лесу много света.

Третье задание. В течение 5 мин нужно понаблюдать за цветками раннецветущих растений, проследить за посещением их насекомыми и выяснить, как происходит опыление.

Каждое звено наблюдает за определенным видом растения, соблюдая абсолютную тишину и неподвижность.

При обсуждении результатов задания устанавливается удивительный факт: насекомые чрезвычайно редко посещают цветки. В беседе выясняется, какие выработались у этих цветков приспособления к перекрестному опылению? Чем обусловлена окраска цветков? Имеются ли у цветков нектарники? Возможно ли у этих растений самоопыление? Как размножаются эти растения, если насекомых-опылителей в период цветения недостаточно?

Учитель сообщает учащимся, что большинство раннецветущих растений обладает признаками, которые делают цветки заметными для насекомых: яркой окраской венчика и тычинок, запахом, скоплением отдельных цветущих растений одного вида в группы.


Читайка:

Окраска лепестков и самоопыление цветов
Изучение соцветий цветков деревьев
Жюри проводит итоговый конкурс
Этапы развития кустарников и деревьев
Разнообразие цветковых растений
Клевер, ромашка и спорыш ползучий
Семена различных семейств растений
Содержание

На главную

Биологические экскурсии:

Содержание
Зимние явления в жизни растений
Экскурсии по изучению растений весной
Изучение соцветий цветков деревьев
Изучение разных видов цветков
Сложные надкрылья божьих коровок
Удивительная жизнь насекомых осенью
Виды насекомых пригодных для питания птенцов
Жизнь белки на деревьях
Жизнь птиц весной
Особенности степных птиц
Разнообразие видов птиц в лесу
Птичьи норы на обрывах у рек
Рассказ о истории земли
Остатки брюхоногих моллюсков
Видовое разнообразие смешанного леса
Развитие растений и животных в ходе эволюции
Предки современного человека
Разнообразие биогеоценоза на участке леса
Биогеоценоз луга
Рыбы поедают личинок насекомых
Дупла пестрого дятла

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su