Уроки и экскурсии развивают учащихся

В плане-маршруте экскурсии выделяют объекты изучения и разрабатывают задания для учащихся. Необходимо заранее предусмотреть места, где будут выполняться задания, и места, где ученики смогут тренироваться в распознавании изученных объектов. Таким образом, зимняя экскурсия состоит из двух частей: первая предполагает приобретение знаний, вторая – упражнения, использование полученных знаний на практике. Эффективность экскурсии возрастет, если ее проводить по маршруту осенней экскурсии. Учащиеся лучше усвоят знания о жизни растений, если учитель предварительно оформит дидактический материал, используемый учащимися в целях самоконтроля. На лицевой стороне карточки изображается силуэт дерева и особенности побега с описанием их морфологии. На оборотной стороне – ответ с указанием видового названия. На каждое звено заготавливается одна карточка.

Подготовка учащихся к экскурсии. На первом уроке темы «Стебель» ученики приобретают первичные умения по определенному плану рассматривать (описывать) побеги и определять их.

Морфологическое описание побега учитель сопровождает рисунками и закрепляет новые ботанические термины. С этой целью на доске он схематично изображает побег и обозначает его части: верхушечную и боковую почки, кроющую чешую, листовой рубец и листовые следы, чечевички, что подготавливает учащихся к работе с определительными карточками.

Учитель демонстрирует определители и определительные карточки, вводит понятия «теза», «антитеза», объясняет функции цифр, расположенных справа и слева текста, показывает, как работать с определительными карточками. Определение проводится фронтально. Вызванные ученики вслух обсуждают соответствие признаков рассматриваемого побега содержанию тезы или антитезы. Для сосредоточения внимания учитель пишет на доске цифры тез, помогая учащимся усвоить порядок перехода от одной тезы к другой. По возможности, в работу по определению учитель вовлекает большое число учащихся. На уроке определение проводится по карточкам, которые будут использованы на экскурсии.

На втором уроке учащиеся выполняют лабораторную работу «Строение листовой и цветочной почки» и готовятся к зимней экскурсии. О многообразии почек учащиеся узнают по учебнику, заполняя таблицу.

Логически возникает вопрос – как растения переносят неблагоприятные зимние условия? Ответы на этот вопрос противоречивы. Одни учащиеся считают, что «растения на зиму умирают», другие – что «растения живут и зимой» или «растения живут, но только чуть-чуть». Демонстрация распустившихся веток тополя и сирени помогает найти правильный ответ и сформулировать главную познавательную задачу экскурсии – выяснить, как травы, кустарники и деревья переносят неблагоприятные условия зимы. Вторая задача экскурсии – научиться узнавать деревья и кустарники зимой. Еще А. Я. Герд писал: «...всякий должен бы знать свои родные деревья не только вовремя их цветения и не только по форме листьев, но угадывать каждое дерево по его общей форме, по его характеру, чтобы быть в состоянии уже издали приветствовать дерево его именем, чтобы дерево оживляло для него каждый ландшафт». Учащиеся вспоминают правила определения побегов, упражняются в описании и определении одного из побегов.


Читайка:

Сложная жизнь растений зимой
Изучение растений зимнего леса
Когда раскрываются почки сосны
Задание по изучению травянистых растений
Экскурсии по изучению растений весной
Определение особенностей раннецветущих растений
Красивая природа в начале марта
Содержание

На главную

Биологические экскурсии:

Содержание
Зимние явления в жизни растений
Экскурсии по изучению растений весной
Изучение соцветий цветков деревьев
Изучение разных видов цветков
Сложные надкрылья божьих коровок
Удивительная жизнь насекомых осенью
Виды насекомых пригодных для питания птенцов
Жизнь белки на деревьях
Жизнь птиц весной
Особенности степных птиц
Разнообразие видов птиц в лесу
Птичьи норы на обрывах у рек
Рассказ о истории земли
Остатки брюхоногих моллюсков
Видовое разнообразие смешанного леса
Развитие растений и животных в ходе эволюции
Предки современного человека
Разнообразие биогеоценоза на участке леса
Биогеоценоз луга
Рыбы поедают личинок насекомых
Дупла пестрого дятла

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su