Учитель проводит интересные экскурсии

Важная роль в общей системе коммунистического воспитания принадлежит природоохранительному просвещению, главная задача которого заключается в том, чтобы воспитать детей в духе ленинского отношения к природе. Учителя несут ответственность за тех, кого они обучают и воспитывают в школе. Для нашего общества небезразлично, вырастет ли из ученика друг и защитник родной природы или человек равнодушный, утилитарно относящийся к ней. В детских учреждениях и в средней школе наши дети должны получить основные сведения о сущности рационального использования и охраны природных ресурсов.

Подготовка к экскурсии. «Экскурсионное дело в школе только тогда развернет в полноте свою воспитательную и образовательную силу, когда экскурсия будет не случайной и произвольной инициативой особенно добросовестного и любящего свое дело преподавателя, но неотъемлемой составной частью учебного плана школы», – говорил Б. Е. Райков, определяя место экскурсии в обучении учащихся.

Подготовиться к экскурсии вам помогут следующие рекомендации: 1. Помните, что экскурсия не прогулка, а обязательная часть учебных занятий. 2. Определите тему экскурсии, изучите место проведения ее, составьте план экскурсии. 3. Придерживайтесь темы экскурсии, не отвлекаясь на случайные вопросы. 4. Рассказывайте на экскурсии только о том, что можно показать. 5. Избегайте длинных объяснений. 6. Не оставляйте экскурсантов только слушателями, привлекайте их к активной работе. 7. Не перегружайте экскурсантов новыми названиями; они их забудут. 8. Умейте сконцентрировать внимание экскурсантов на нужном объекте. 9. Умейте вовремя прекратить экскурсию, не утомляя излишне учащихся. 10. Закрепите материал экскурсии в памяти учеников на последующих уроках.

Составляя годовой план, учитель намечает сроки проведения экскурсий, связывает их содержание с материалом предыдущих уроков. «На экскурсиях ранее полученные понятия об отдельных организмах и явлениях сливаются в более широкое понятие о природе». Вместе с тем учитель планирует использование результатов наблюдений школьников в природе на многих последующих уроках. Каждая экскурсия органически входит в систему уроков темы, занимая определенное место в этой системе. Уроки подготавливают учащихся к экскурсии, а экскурсия расширяет и конкретизирует их знания. Нельзя забывать, что только правильно организованные и строго продуманные экскурсии (это выражение заимствовано у А. Я. Герда) могут успешно решать учебно-воспитательные задачи.

За несколько дней до экскурсии учитель выбирает маршрут в том или ином ландшафте и проходит по нему, подбирая нужные объекты для изучения, места остановок для демонстрации этих объектов, для самостоятельных наблюдений учеников, обобщающей беседы. Эта работа учителя завершается составлением плана экскурсии, в котором должны найти отражение следующие основные разделы: задачи экскурсии по этапам, основные вопросы содержания и методы проведения экскурсии, маршрут и объекты для наблюдений, вопросы для вводной и обобщающей бесед. Учитель продумывает структуру экскурсии. В структуре, как внешнем проявлении логики учебного процесса, должны быть следующие обязательные части: задача или тема экскурсии, краткое введение в форме рассказа или беседы, самостоятельные работы учащихся, их отчеты, дополнительные сведения учителя, обобщающая беседа.


Читайка:

На экскурсии ученики наблюдали за птицами
Учитель привлекает внимание учащихся
Изучаем экспозицию объектов природы
Осенние явления в жизни растении
Подготовка экскурсии на природе
Почему экскурсии так интересны
Задание по изучению листьев на деревьях
Содержание

На главную

Биологические экскурсии:

Содержание
Зимние явления в жизни растений
Экскурсии по изучению растений весной
Изучение соцветий цветков деревьев
Изучение разных видов цветков
Сложные надкрылья божьих коровок
Удивительная жизнь насекомых осенью
Виды насекомых пригодных для питания птенцов
Жизнь белки на деревьях
Жизнь птиц весной
Особенности степных птиц
Разнообразие видов птиц в лесу
Птичьи норы на обрывах у рек
Рассказ о истории земли
Остатки брюхоногих моллюсков
Видовое разнообразие смешанного леса
Развитие растений и животных в ходе эволюции
Предки современного человека
Разнообразие биогеоценоза на участке леса
Биогеоценоз луга
Рыбы поедают личинок насекомых
Дупла пестрого дятла

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su