Учитель привлекает внимание учащихся

Проведение экскурсии. Экскурсия начинается с определения природного ландшафта, в котором находится группа. Учитель дает краткую характеристику ландшафта – его основные черты. Внимание учащихся привлекают к типичным признакам данного сезона года. Тот или иной биоценоз и ландшафт в целом рассматривают в развитии, в процессе непрерывного изменения. Например, в смешанном лесу, наблюдая различные виды деревьев, школьники узнают, почему этот лес называется смешанным, каковы особенности его естественного развития и изменений после сплошной вырубки леса на каком-либо участке.

Не показывайте школьникам каждое растение и любое встреченное животное. Достаточно обратить внимание на 10 – 15 видов фоновых растений и столько же наиболее характерных для данного ландшафта животных и рассказать о их биологии. Характеризуя биологию того или иного вида, его приспособленность к жизни в конкретных условиях среды, обратите внимание учащихся на общую структуру всего биоценоза, на взаимные связи растений, животных, почвы. Представления о взаимосвязях организмов, обобщаемые на экскурсиях по общей биологии, учат диалектическому пониманию явлений в природе.

Во время экскурсии обратите внимание школьников на своеобразие и красоту тех или иных участков природы в разные сезоны года, воспользуйтесь художественными образами из литературы и живописи. Русские писатели и художники любили природу, умели ее наблюдать, увлекательно писали о ней и оставили прекрасные картины сезонной жизни различных ландшафтов. Конечно, при этом нужно соблюдать известную меру, чтобы не нарушить хода биологической экскурсии.

Не превращайте экскурсию в урок с опросом учащихся по данной теме с комментариями учителя: экскурсия должна сохранить свое содержание и специфику.

Непременная часть экскурсии – самостоятельные наблюдения каждого школьника. Учитель, составляя план экскурсии, определяет задания для самостоятельной работы (в виде нескольких вопросов, несложных табличек или карточек для записи конкретных наблюдений). Цель заданий – научить учащихся видеть происходящие в окружающей природе явления, понимать их, обращаться к самой природе для разрешения возникающих вопросов.

Задания должны быть доступны ученикам и предусматривать сочетание репродуктивной и творческой познавательной деятельности. В задание включаются описание биотопа, в котором находится группа, определение живых объектов, их зарисовка, фотографирование. Например, на экскурсии по теме «Естественный отбор и его результаты» группы получают задания наблюдать изменчивость насекомых, листьев деревьев, плодов и семян растений того или иного вида. Во время самостоятельных наблюдений учитель контролирует работу отдельных групп. В установленное время ученики собираются вместе на итоговую беседу, во время которой руководители групп рассказывают о наблюдениях и находках, показывают собранный материал. Учитель обращает внимание учащихся на наиболее интересные наблюдения, объекты и обобщает сообщения учеников.

После экскурсии группы школьников обрабатывают собранный материал и составляют коллекции опавших листьев, семян, плодов, иллюстрирующих изменчивость различных признаков, приспособленность к определенным условиям жизни и т.п. Результаты экскурсии оформляются каждой группой в форме отчета или отчетной таблицы.


Читайка:

Изучаем экспозицию объектов природы
Осенние явления в жизни растении
Подготовка экскурсии на природе
Почему экскурсии так интересны
Задание по изучению листьев на деревьях
Учитель рассказывает об удивительной жизни деревьев
Сравнение листьев кустарников и деревьев
Содержание

На главную

Биологические экскурсии:

Содержание
Зимние явления в жизни растений
Экскурсии по изучению растений весной
Изучение соцветий цветков деревьев
Изучение разных видов цветков
Сложные надкрылья божьих коровок
Удивительная жизнь насекомых осенью
Виды насекомых пригодных для питания птенцов
Жизнь белки на деревьях
Жизнь птиц весной
Особенности степных птиц
Разнообразие видов птиц в лесу
Птичьи норы на обрывах у рек
Рассказ о истории земли
Остатки брюхоногих моллюсков
Видовое разнообразие смешанного леса
Развитие растений и животных в ходе эволюции
Предки современного человека
Разнообразие биогеоценоза на участке леса
Биогеоценоз луга
Рыбы поедают личинок насекомых
Дупла пестрого дятла

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su