Соберите семена растений

Отряхните с тонкоствольных деревьев насекомых на расстеленное под деревом полотнище брезента, мешковины или клеенки (лучше это делать в утренние часы). Так вы соберете долгоносиков, щелкунов, тополевого листоеда, майского жука. Потом на поверхности стволов, в трещинах коры и дуплах найдите прячущихся днем бабочек-пядениц, других чешуекрылых и жуков из семейства дровосеков.

Осмотрите листья березы и осины и по характеру повреждений определите обитание жуков-трубковертов и гусениц листоверток. На поверхности коры упавших деревьев и пней иногда попадаются длинноусые серые дровосеки и короткоусые дровосеки-рагии, а также хищный жук, истребляющий короедов, – пестряк. За отставшей корой можно обнаружить различных жуков, куколочные колыбельки рагиев, а в пнях – многоножек, муравьев, личинок бронзовок.

Для изучения видового состава и обилия насекомых травяного яруса необходимо осмотреть растения и провести энтомологическое кошение сачком. В траве найдите мохнатых гусениц медведиц, травяного коконопряда, связанного с вейниками, и божьих коровок. Проследите за питанием рыжих лесных муравьев. Они поедают личинок пилильщиков, совок, пядениц и других насекомых. После созревания семян муравьи питаются их маслянистыми и мучнистыми придатками и растаскивают семена (чистотел, фиалки, ситники), чем способствуют возобновлению растений. Распространение семян и плодов с помощью животных – еще один пример биоценотических отношений. Некоторые растения не могут жить без животных, в свою очередь животные также не могут существовать без растений.

Проверьте, наблюдается ли ярусность в распределении беспозвоночных животных. Разложите несколько горстей лесной подстилки на чистый лист бумаги и найдите беспозвоночных животных. Не забудьте потом выпустить рассмотренных животных и положить на место лесную подстилку. Расскажите ученикам содержание рассказа американского фантаста Р. Брэдбери «И грянул гром».

Многоярусность растительного покрова, обилие растительной пищи в виде семян и зеленых частей растений, а также беспозвоночных животных (насекомые и их личинки, черви) создают благоприятные кормовые гнездовые и защитные условия для обитания позвоночных животных. Попробуйте обнаружить на этом участке леса земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих или следы их жизнедеятельности. Это погрызы деревьев и кустарников зайцем-беляком и лосем, помет этих зверей, поверхностные ходы крота, отверстия нор мышевидных грызунов.


Читайка:

Биогеоценоз некоторых растений
Органическое вещество питающее растения
Биогеоценоз луга
Питание растений и микроорганизмов
Установите этапы развития насекомых
Биогеоценоз водоема
Разнообразная биомасса водоема
Содержание

На главную

Биологические экскурсии:

Содержание
Зимние явления в жизни растений
Экскурсии по изучению растений весной
Изучение соцветий цветков деревьев
Изучение разных видов цветков
Сложные надкрылья божьих коровок
Удивительная жизнь насекомых осенью
Виды насекомых пригодных для питания птенцов
Жизнь белки на деревьях
Жизнь птиц весной
Особенности степных птиц
Разнообразие видов птиц в лесу
Птичьи норы на обрывах у рек
Рассказ о истории земли
Остатки брюхоногих моллюсков
Видовое разнообразие смешанного леса
Развитие растений и животных в ходе эволюции
Предки современного человека
Разнообразие биогеоценоза на участке леса
Биогеоценоз луга
Рыбы поедают личинок насекомых
Дупла пестрого дятла

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su